АРМИНФОЦЕНТР: Участие главы МИД Армении на инаугурации президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана можно расценить своего рода односторонним признанием несуществующих дипломатических отношений между этими странами. Односторонним, потому что Турция поставила условие, которое не было выполнено. Другой вопрос правомерно ли или приемлемо ли это условие, но тем не менее, именно оно явилось причиной, что подписанные еще в 2009 году протоколы об установлении дипломатических отношений и открытии границы так и не были внесены на рассмотрение в парламент Турции. Ереван лишь ответил Анкаре, заморозив процесс ратификации.
сли посмотреть на комментарии и выступления представителей Армении по этому вопросу в период с 2009 по 2014 год, то можно отчетливо прочитать две основные позиции: первая – это призыв к международному сообществу (ЕС, США, ОБСЕ, ПАСЕ) поспособствовать открытию границы с Турцией. При этом, каждый раз высшее руководство Армении подчеркивает неправильность существования «закрытых границ в Европе». Вторая позиция сводится к тому, что открытие горницы с Турцией жизненно важно не только для Армении, но и для самой Турции, которая также может использовать транзитные возможности Армении.
Если смотреть на вопрос с турецкой перспективы, то открытие границы с Арменией – дело далеко не первой важности. За пять лет не изменилось и условие, при выполнении которого можно будет говорить о дипотношениях. Речь идет о решении карабахского конфликта, в котором Турция поддерживает азербайджанскую сторону.
Еще в прошлом году, до известного заявления президента Армении Сержа Саргсяна о вступлении страны в Таможенный союз, Ереван возлагал на ЕС надежды в плане помощи в вопросе открытия границы. По всей видимости, в Ереване предполагали, что подписывая Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом, они подписывают некий аналог Шенгенского соглашения, которое сметает все приграничные барьеры.
Сегодня, похоже, такие надежды возлагаются на Россию и по логике руководства Армении не без оснований. Дело в том, что Турция выразила желание заключить соглашение о сотрудничестве с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана и если не вступить к него, то по крайней мере создать Зону свободной торговли. Намерения Армении стать членом Евразийского экономического союза также известны. В результате, площадка ЕАЭС-ТС рассматривается в Армении как единственная возможность наладить отношения с Турцией до 2015 года.
Дело в том, что в 2015 году Армения будет отмечать 100-летие геноцида армян в османской Турции. Власти страны намеревается пригласить представителей руководства Турции в Ереван на мероприятия по случаю этой даты. Если дипломатические отношения будут установлены или хотя бы процесс будет сдвинут с мертвой точки до апреля 2015 года, то Турции трудно будет отказаться от посещения Еревана. В противном случае, наибольшее, на что могут рассчитывать армяне это прибытие в Ереван лояльных турецких историков.
Поэтому, присутствие главы МИД Армении Эдварда Налбандяна на инаугурации президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана - это первый шаг на пути к одностороннему признанию дипломатических отношений между странами. Иначе ни как нельзя объяснить тот факт, что дружественную Турции страну – Россию будет представлять глава МИД Сергей Лавров, а недружественную Армению – тоже глава МИД. Это очень нелогичный, если не опрометчивый шаг. Особенно если вспомнить, что совсем недавно руководства Армении и Турции «обменялись любезностями»: Эрдоган оскорбился, что его назвали армянином, Саргсян оскорбился такой вероятностью.
В этой ситуации, когда принадлежность к одной нации оскорбляет другую слишком преждевременно навязывать какие-либо отношения. По крайней мере не надо это делать со скоростью света, ведь наивным будет полагать, что на 100-летие геноцида в Ереване приедет хотя бы глава МИД Турции.
Источник: ИА REX
|