АРМИНФОЦЕНТР: На сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки появилась информация о том, что восьми частным вузам России запрещен набор студентов в 2014 году. Среди этих образовательных организаций значится также «Институт социальных наук» Эрнеста Григорьяна. Еще в далеком 1995 году в Москве было организовано высшее учебное заведение, которое, по замыслу учредителя, доктора философских наук, профессора Эрнеста Григорьяна, должно было стать вузом для армян как России, так и стран СНГ в целом.
В Институте социальных наук, а именно такое название носит данный вуз, наши соотечественники должны были получать знания, необходимые для понимания того, что представляет собой современное общество, и, соответственно, для эффективного управления им. С тех пор прошло девятнадцать лет.
«Первоначально Институт социальных наук был создан на базе ernestИнститута Европы РАН. По ходатайству директора Института Европы академика В.Журкина ректор МГУ В.Садовничий выделил нам помещение в старом здании МГУ на Моховой. И мы начали работу в 1995 году. Первый наш набор, кстати, был всего десять человек. Все — исключительно армяне. Параллельно шло формирование самого института. Сегодня у нас уже семь факультетов — управления, социологии, экономики, бизнес-информатики, туризма, международных отношений, юридический. Есть бакалавриат, магистратура, аспирантура — фактически все необходимые отделения и ступени высшего образования. Работают в Институте социальных наук в основном армяне: и в администрации, и преподавателями. Студентов же армян на сегодня не так много. Если посчитать — процентов тридцать от общего количества.
Тем не менее, мы позиционируем себя как российский вуз, руководствующийся российскими образовательными стандартами, и на сегодня контингент студентов у нас многонациональный. Армянская специфика у нас в подборе преподавательского состава. Как я уже отметил, преподаватели у нас в основном армяне. И должен, кстати, сказать, что армянские преподаватели очень котируются в Москве. Многие вузы специально зазывают к себе наших соотечественников… В московских газетах часто можно встретить объявления: приглашается доцент или профессор, и очень часто эти позиции занимают специалисты из Армении.
Причина в высоких профессиональных навыках. Ведь Армению покидают наиболее профессиональные кадры, если речь о преподавательской среде. За пределами Армении эти люди более востребованы, чем у себя на родине, и получают намного больше.
В любом случае, думаю, мне повезло с коллегами. В том смысле, что, будучи ректором вуза, армянином по национальности, я смог собрать в своем вузе лучших преподавателей армян, настоящих профессионалов своего дела. Кстати, может быть, одна из причин профессионализма армян в сфере общественных наук в том, что Армения находится в центре многих геополитических и социальных процессов, она на стыке разных культур, представлена многими общинами из зарубежных стран, поэтому армянам приходится мыслить глобально. В Армении очень интенсивная политическая жизнь, так как международная политика влияет на все сферы жизнедеятельности людей. Все эти факторы способствуют формированию определенного, социально-политически ориентированного мышления, что, естественно, повышает профессиональный уровень, в том числе и специалистов.
Мы старались связать студентов-армян, обучающихся в нашем вузе, с реалиями Армении: армяно-российские отношения, армяно-турецкие отношения, социальные и политические процессы в Армении и Закавказье и т.д. Нам казалось, что мы сможем подготовить кадры, которые в дальнейшем будут полезны для своей страны, будут востребованы в Армении. Но потом оказалось, что мало кто из студентов видит себя в Армении, связывает свое будущее с ней. Такая ситуация подвела нас к мысли, что остаться сугубо армянским вузом в Москве не получится. К тому же ориентация студентов на работу в российских учреждениях потребовала подготовки, прежде всего, российских кадров.
Есть еще интересные нюансы. Когда у нас был сугубо армянский контингент студентов, выяснилось, что нам очень нужна некая объединяющая армян идея. Поскольку такой идеи не было, мы замечали возникновение группировок — московских армян, ереванских армян, бакинских армян и т.д. Сразу проступила некая неоднородность армянского национального менталитета, что очень усложнило нашу деятельность. Работать в армянском поле, не имея однородную армянскую идейно-воспитательную, социально-культурную концепцию, очень трудно.
Раз или два в месяц мы проводили армянские семинары, на которые собирались не только преподаватели нашего вуза, но и армяне-преподаватели из других вузов Москвы. И наши студенты, разумеется. Обсуждались исторические, культурные связи с народами России, цивилизационные параллели между Россией и Арменией и т.д. На базе нашего вуза, кстати, действовал Союз армянских ученых, который я создал много лет назад. В 2003 году мы издали сборник по цивилизационным и культурным проблемам армянства. Сейчас мы совместно с Институтом этнографии и археологии НАН РА проводим широкое исследование перспектив армяно-российского экономического сотрудничества. Нашу работу в рамках этого исследования оплачивает Российский государственный научный фонд. Для студентов у нас функционируют курсы армянского языка и истории Армении. Ходят на курсы и представители других национальностей, обычно из любопытства. Языковый курс предназначен для тех армян, которые по тем или иным причинам не знают или плохо знают свой язык.
И должен с сожалением констатировать, что хотя преподаватель и очень хороший, и ведет курс отлично, молодые армяне проявляют очень мало интереса к освоению родного языка. Поскольку этот курс факультативный, у нас нет административных и иных рычагов внушения им интереса к языку и к своей истории и культуре. Для стимуляции такого интереса мы планируем в будущем организацию телеконференций со студентами из Армении.»
Обо всем этом Эрнест Рубенович говорил в интервью, которое было опубликовано в «Юсисапайле» 19 апреля 2012 года…
И вот — неожиданный финал.
Источник: "Юсисапайл"
P.S.
Надеемся временные трудности!!!
|