АРМИНФОЦЕНТР: Папа вложил слишком много личного авторитета и ресурсов Католической церкви в Ближний Восток, особенно в вывод Тегерана из международной изоляции
Конфликт в Ираке, связанный с действиями бойцов группировки Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), ставит перед Ватиканом непростые задачи, требующие экстраординарных решений. Раньше для Святого престола все было проще.
Политические противостояния в Египте и Сирии сопровождались погромами религиозными экстремистами исламского толка христианских меньшинств. На этом фоне действия глав Римско-католической церкви и профильных конгрегаций шли по накатанной модели. Ватикан действовал строго в «коридоре» гуманитарного измерения, выступая защитником унижаемой стороны, которая не отвечала агрессией на агрессию в свой адрес. В Ираке оказалось не все так однозначно.
В самые первые дни, когда пал Мосул, местные христиане бросились из города спасаться в расположенные рядом деревни. Напомним, что 12 июня AsiaNews (Италия) связалось с патриархата Вавилона Халдейского архиепископом Мосула Шимуном Эмилем Нона. Из его слов выходило, что хотя христианам приходится нелегко, они получили серьезную поддержку от своих соотечественников-мусульман, которые вышли на улицы, чтобы защитить церкви и дома своих соседей. Agenzia Fides (Ватикан) со ссылкой на священника патриархата Вавилона Халдейского Пола Табита Мекко передавало, что боевики ИГИЛ обратились к населению с воззваниями, в которых говорится, что они хотят «обеспечить законность и правопорядок, защитить народ и бороться против несправедливости центрального правительства в Багдаде». 20 июня KATHPRESS (Австрия) излагает мнение руководителя Восточной христианской инициативы (ICO) Ханса Холлервегера. Глава этой гуманитарной организации заявил, что в Ираке не везде царит «террор и насилие», а ситуация в контролируемой курдами области на севере страны стабильна и здесь христиане могут жить в безопасности.
В итоге диагностика происходящих событий католической прессой и ньюсмейкерами Ватикана стала неоднородной. Главные противоречия вызвали три вопроса, можно ли: считать действия ИГИЛ строительством нового халифата, квалифицировать эти события как религиозное противостояние суннитов и шиитов, утверждать о грядущем исчезновении в Ираке христианского меньшинства. Так, La Croix (Франция) религиозную проблематику в кризисе на Ближнем Востоке назвала лишь «одним из факторов» в этом генеральном столкновении между Саудовской Аравией и Ираном. В намерении создать между Сирией и Ираком халифат на основе «радикального ислама» джихадистов обвиняет L`Agenzia Servizio Informazione Religiosa (Италия). Дальше всех на пути неприятия ИГИЛ продвинулись американцы. Catholic News Agency (США): «Политики и религиоведы обеспокоены тем, что ИГИЛ будет представлять серьезную угрозу не только для шиитов, но и остальных христиан страны». А председатель комитета Конференции католических епископов США по международным делам епископ Ричард Пэйтес в письме к помощнику президенту США Сьюзен Райс, среди прочего, упоминает об «убийствах мусульман и христиан» боевой организацией ИГИЛ по пути на Багдад. Мусульман – да, подтверждения о расстрелах представителей шиитского правящего режима суннитами можно найти в католической прессе. Однако на чем основаны заявления американского епископа о репрессиях в отношении христиан?
Пока что складывается впечатление, что ряд высказываний представителей Католической церкви об «исходе христиан» из Ирака носят медийный характер и концептуально повторяют штампы предыдущих оценок Ватиканом ближневосточных конфликтов. Однако в текущей ситуации это может обернуться против Святого престола. Год назад Ватикан сумел пройти по лезвию бритвы в Египте, где большинство исповедует суннизм, благодаря тому, что ведущие силы «революционной коалиции» представили своих оппонентов в лице «братьев-мусульман» в качестве радикалов-экстремистов. Проделать нечто подобное в Ираке, маргинализовав ИГИЛ, будет гораздо сложнее. В случае, если в ситуацию в этой стране вмешается Иран, Святой престол окажется в очень тяжелой для себя ситуации, поскольку его могут поставить перед выбором: или выступить на стороне иракских и иранских шиитов или полностью устраниться. И то, и другое опасно для репутации папы Римского Франциска.
Понтифик вложил слишком много личного авторитета и ресурсов Католической церкви в Ближний Восток, особенно в вывод Тегерана из международной изоляции. Весной этого года представители Конференции католического епископата США побывали в Иране с визитом, после чего сделали ряд совместных с духовными иранскими лидерами знаковых заявлений. Однако одно дело поддерживать Тегеран в его борьбе с «бездуховным» секулярным Западом, другое – в шиитско-суннитском противостоянии, да еще если ИГИЛ не подставит себя преследованиями христиан. Сможет ли Святой престол пройти между Сциллой и Харибдой? Франциску есть здесь над чем задуматься.
Станислав Стремидловский
Источник: ИА REX
|