АРМИНФОЦЕНТР: Информационное агенство REX провело опрос среди российских, армянских и азербайджанских политологов по теме: Нагорный Карабах сможет стать элементом ПРО США в регионе. Новый аэропорт в Степанакерте сможет принимать военно-транспортную авиацию. Допускаете ли вы такую возможность?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Реально, а не формально, суверенный Карабах вполне способен стать «второй Грузией» на Южном Кавказе, в плане своего демонстративного, резкого, неудержимого стремления к демократии. США ему в этом плане помогут первые, тем более что с самой Грузией возникла временная пауза. Если Вашингтону такая идея придёт в голову, процесс не остановит никто. Что касается элементов ПРО на территории Карабаха, то их размещению найдётся сто логичных оправданий, и главное из них: региональная безопасность — то, о чём регулярно говорит Ереван. Антироссийскую и антииранскую подкладку в такой дислокации антиамериканские эксперты, естественно, искать могут, только вряд ли это поможет на практике. Турция выступать против не будет, Азербайджан тоже — с США им ссориться не с руки.
Сложно предположить, что сами жители данной республики начнут протестовать против предлагаемых им денег и других преференций, отпихивая их руками и ногами — наоборот, как косовцы, каталонцы и все остальные аналоги будут свято верить в реализацию своей вековой мечты. Поставленный Западом новый закавказский маяк сменит всю карту Кавказа.
Чтобы этого не случилось, Ереван и Москва, конечно, могут попытаться завалить свободных жителей Арцаха более тяжёлой кучей золота — но только вряд ли на это пойдут. Америка денег, в нужном количестве, не даст тоже, но это будет ясно намного позже, когда уже ничего исправить нельзя. Так было со всеми, так будет и с Карабахом.
Допускать такую возможность надо всегда, чтобы она не реализовалась на самом деле. Уже одно то, что эта тема вошла в стадию активных обсуждений, говорит практически само за себя.
Сергей Веревкин, журналист:
Насколько мне известно, Арцах скорее станет базой ВВС Исламской Республики Иран в борьбе её против израильских военных баз в Азербайджане. Сейчас налицо сближение позиций двух «протиивостоянтов» в Карабахско-Арцахском конфликте — Армении и Азербайджана — со странами, являющимися «противостоянтами» в других региональных конфликтах — Исламской Республикой Иран, и блоком НАТО во главе с США.
Армения с каждым годом всё более тянется к Ирану, так как ИРИ, по сути — единственная страна, граничащая с Арменией, что благожелательно относится к ней. Турция настроена проазербайджански, Грузия — проамерикански, а значит — протурецки и тоже, в конечном итоге — проазербайджански.
Одновременно Азербайджан, населяемый едва ли 6-7 миллионами азербайджанцев, панически боится Ирана с его в основном азербайджанским населением. Ведь ныне в Иране, население которого составляет примерно 78 миллионов человек — 40% — этнические азербайджанцы. А это примерно 31-32 миллиона человек. В самом Иране, в столице провинции Восточный Азербайджан и главном городе Иранского Азербайджана, городе Тебризе, мне местные азербайджанцы говорили, что их в Иране фактически ещё больше — до 40 миллионов человек. Характерный пример — нынешний Верховный Лидер Ирана — Аятолла Али Хаменени — азербайджанец. Более того, иранские азербайджанцы, по личным наблюдениям — считают «Азербайджан-Баку» (так они мне называли Республику Азербайджан) чем-то несерьёзным, достойным всего лишь присоединения к настоящему Азербайджану — Иранскому Азербайджану.
Потому-то Азербайджан всячески ищет союзников среди врагов Ирана. Потому-то он предоставил в распоряжение Сионистского режима Оккупированой Палестины заброшенные аэродромы — бывшие советские военно-воздушные базы на своей территории. Как известно, уже на пяти бывших советских военных аэродромах могут базироваться (и по некоторым данным — уже базируются) израильские военные самолеты.
Так что ось противостояния в Арцахе пролегает по линии противостояния военно-политических связок Армения=Иран против Азербайджан=Турция=Сионистский режим Оккупированной Палестины=США
Али Гаджизаде, политолог (Азербайджан):
Конечно, интересно наблюдать за тем как далеко от реальности может увести полёт фантазии экспертов, однако всё же вернемся в реальность, если бы эксперты были хорошо знакомы со всеми тонкостями ситуации в регионе они бы подошли к делу более серьёзно. Эксперты говорят о том, что от Габалинской РЛС легко можно отказаться, но что мы видим, российская сторона от неё не отказывается, ведутся переговоры касательно продления срока аренды. Что касается Степанакертского аэропорта, то хотелось бы внести ясность в этот вопрос «Степанакертский аэропорт» находится около оккупированного азербайджанского города Ходжалы вдали от Степанакерта. Это тот самый город, в котором была учинена резня, против мирных жителей 26 февраля 1992 года, эта территория близка к фронту, близка настолько что самолёты, заходящие на посадку вынуждены будут пролетать над азербайджанскими позициями. Также любая установка радаров или иных средств технического слежения или технического анализа ни пройдёт незамеченной. А позиция официального Баку по этому вопросу известна, так что иностранным экспертам нужно более детально и более внимательно вникать в суть вопроса, а не проводить поверхностный анализ и рисовать сюрреалистические картины.
Самвел Мартиросян, политолог, эксперт по вопросам информационной безопасности (Армения):
Возможность участия Карабаха в системе ПРО США равна нулю — по крайней мере, в ближайшем будущем. Армения и Россия на сегодняшний день осуществляют совместное дежурство ПВО над небом Армении. В Армении установленные системы С-300 как на российской военной базе, так и принадлежавшие армянским ПВО. С учётом всего этого трудно представить, каким образом Карабах должен стать плацдармом для систем ПРО США. Для этого, по крайней мере, нужна особо бездарная и долговременная политика Кремля в регионе.
Рачья Арзуманян, эксперт по проблемам военной и национальной безопасности, кандидат технических наук (Армения):
Тут явная нестыковка. Первое предложение информационного блока: «Взлётно-посадочная полоса нового аэропорта в Степанакерте (Нагорный Карабах) технически готова принимать военно-транспортные воздушные суда, включая самолёты». Да, это действительно так.
Последнее предложение: «В этой ситуации авиационное и вообще электронное оборудование, размещённое в аэропорту Степанакерта, может отчасти компенсировать ближайшие задачи, стоящие перед РЛС в Габале, и в перспективе стать элементом системы ПРО США, основу которой в регионе составляют объекты ПРО США в Турции». Как может навигационное аэродромное оборудование компенсировать такой объект как «Габала»? Это же совершенно разные объекты и один под другой никак не замаскируешь и тем более не заменишь.
Речь может и должна идти о совершенно другом, но не менее опасном развитии и процессах в регионе Кавказа. Транспортные суда какого геополитического центра силы первыми приземлятся на подготовленную площадку,- России или Запада? Авианосцем какого центра станет аэродром и Арцах в целом? Остаётся ли Россия в регионе на Кавказа или уходит? Кто первый раздражённо отмахнётся от эмоций Азербайджана и начнёт использовать Арцах в качестве военно-стратегического плацдарма и фактора уже геополитической арены? А ведь Арцах традиционно и на протяжении веков выполнял именно такие функции. Где здесь кончается геополитическая провокация и начинается реальность? Это блеф со стороны США или уже конкретные шаги?
Одним словом масса очень и очень важных и тонких вопросов, для охвата которых даже формат статьи является чересчур узким. Нужны консультации, «мозговой штурм». США и Запад проводят. Что делает Россия? Каковы её шаги? Смещать дискуссию на РЛС и ПРО, которые ни причём, нельзя.