АРМИНФОЦЕНТР: Армянский тюрколог Артак Шакарян на пресс-конференции в Ереване выступил с любопытным заявлением. По его словам Турция, «в преддверие 100-летней годовщины Геноцида армян может за несколько дней или месяцев до 24 апреля 2015 года, вдруг, объявить о создании фиктивного правительства Западной Армении в изгнании». При этом такое правительство должно будет заявить о том, что «не имеет никаких территориальных претензий к Турции». В этой связи Шакарян призвал официальный Ереван «не отмахиваться от слухов о возможных тайных переговорах с Анкарой», и предпринять усилия для «нейтрализации угрозы со стороны турецкого лобби».
Говорят, дыма без огня не бывает. Действительно в январе нынешнего года в французском Севре под Парижем состоялся Третий съезд потомков западных армян, который учредил международную неправительственную некоммерческую общественную организацию «Национальный конгресс западных армян». Ее председателем стал Сурен Серайдарян. Съезд также избрал членов исполнительного органа – Национального совета западных армян. По имеющейся информации, на этом съезде планировалось инициировать образование правительства Западной Армении в изгнании, но этому воспрепятствовало Министерство иностранных дел Франции. Кстати, один из участников съезда в интервью армянским СМИ следующим образом определил платформу действий: «В Восточной Армении воссоздана армянская государственность. Советская Армения стала независимым государством, Арцах освобожден. Восточноармянский вопрос – ликвидация блокады, подписание мирного договора с Азербайджаном – может быть решен. Для этого есть компромисс: освобожденные армянские территории остаются за Арцахом, а остальные армянские территории – Нахиджеван, Шаумяновский район и др. – за Азербайджаном. Армянская сторона не добивается осуждения геноцида армян в Азербайджане, не требует многомиллиардной компенсации за нанесенный ущерб. Это - максимальный компромисс, на который могут пойти армяне. Конечно, Армения могла бы провести референдум, принять новую Конституцию и как правопреемница Первой республики предъявить территориальные претензии к Турции. Но Армения этого не делает, что можно рассматривать как разумный компромисс для начала переговоров».
Далее была выстроена следующая переговорная формула: «Сегодня армяно-турецкий диалог может происходить на трех уровнях: 1. между властями Армении и Турции; 2. между армянами, гражданами Турции и ее властями; 3. между представителями западных армян – рассеянных по всему миру потомков бывших граждан Османской империи, и теперешними властями Турции».
Каждая из указанных позиций нуждается в некотором анализе. Официальный диалог между Ереваном и Анкарой был прерван после того, когда парламент Турции отказался ратифицировать подписанные в 2009 году известные Цюрихские протоколы, предусматривавшие восстановление между двумя странами дипломатических отношений и открытие границ. Сейчас стороны время от времени обмениваются по этому поводу разными политическими посланиями. Налицо и факт давления Запада. Так заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон, выступая на ежегодном собрании Совета турок США, отметил, что США надеются на то, что «Турция предпримет шаги в направлении ратификации Цюрихских протоколов».
В свою очередь, официальные лица Швейцарии дают понять, что их посредническая миссия в налаживании диалога Анкара-Ереван не исчерпана. Как заявлял посол Швейцарии в Армении Константин Обеленский, «мы все еще полны надежд на то, что подписанные двумя странами протоколы будут ратифицированы и реализованы со стороны двух стран. Как медиаторы, мы не комментируем дальнейшие шаги двух стран, учитывая то, что две страны доверились нам». Между тем в турецких СМИ время от времени появляются «утечки» о секретных контактах представителей Армении и Турции, на что и намекает политолог Шакарян. А его турецкий коллега Мехмет Перинчек, не скрывает, что Цюрихские протоколы были «нацелены на ослабление зависимости Армении от России путем открытия армяно-турецких границ и ее интеграции в Евроатлантическую систему посредством Турции». Более того, эти документы не увязывали нормализацию отношений Армении с Турцией с какими-либо к ней территориальными претензиями, с карабахским урегулированием, а проблему Геноцида вообще выводили в зону «исторических исследований».
В этом смысле позиции Анкары и официального Еревана совпадают. В то же время представители Национального конгресса западных армян» заявляют, что «Республика Армения не уполномочена западными армянами формулировать национальные интересы потомков армян – бывших граждан Османской империи». Кстати, по имеющейся информации, некоторые представители Национального конгресса уже побывали в Стамбуле, где провели переговоры с соотечественниками- гражданами Турции. Уже этот факт свидетельствует о том, что Западу вместе с Турцией все же удалось расколоть армянство. Или наоборот, западные армяне стали разыгрывать «карту» Еревана в своих партийных интересах.
Вскоре после Третьего съезда потомков западных армян в марте месяце в Вашингтоне министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу вступил в «персональный диалог» с членами армянской диаспоры. Летом он вновь встретился в США с группой американских армян. Газета «Калифорнийский курьер» в этой связи писала, что имена участников встречи и место ее проведения не разглашались, но турецкая сторона изъявила готовность обсудить «болезненные вопросы» с представителями армянской диаспоры в связи с приближающейся 100-летней годовщины Геноцида». Кстати, «Калифорнийский курьер» отмечал, что «у турецкого руководства есть больше возможностей для маневра, в частности для осуществления армянских инициатив, поскольку правящая партия Эрдогана полностью контролирует парламент, а наиболее серьезные противники премьер-министра, в основном высокопоставленные военные чины, находятся за решеткой». Хотя лидеры диаспоры сейчас публично заявляют, что по этому поводу ведут консультации с руководством Армении и НКР - чтобы «выступать с единых позиций»- по факту они проводят сепаратные переговоры.
Речь пока идет о возможности выплаты со стороны Турции компенсаций потомкам изгнанных из страны армян, и о воссоздании в Турции «мощного армянского очага». Если Анкара в готовящейся новой Конституции введет статьи о предоставлении этническим меньшинствам автономии, то в перспективе воссозданный в Турции « армянский очаг» может выступить уже с проектом объединения Восточной и Западной Армении в единое государство, но уже с турецкого плацдарма. Кстати, старший научный сотрудник Института востоковедения Национальной академии наук Армении Ваграм Тер-Матевосян сообщил, что «в феврале подкомиссия конституционного согласования, занимающаяся разработкой Конституции Турции, провела встречу с представителями армянской общины». По имеющейся информации, в проекте Конституции, который должен быть завершен в декабре, а прохождение его через парламент намечено на весну 2013 года (!), «будут признаны национальная идентичность и права национальных и религиозных меньшинств, включая и армян».
Это выводит в особую плоскость проблемы взаимоотношений Армении Азербайджана, а также карабахского урегулирования. Как и то, что Баку решил посетить экс-министр иностранных дел Армении, лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян, который регулярно инициирует в парламенте Армении законопроекты о признании НКР. Правда, в Баку еще не осознали истинный смысл визита Ованнисяна. Как и не нашли ответа на вопрос: Почему именно сейчас, как заявила пресс-служба МИД Азербайджана, «армянская диаспора, пользуясь определенными средствами и инструментами давления, стимулирует австралийских и уругвайских парламентариев посещать Нагорный Карабах»? А дело в том, что армянская диаспора, с одной стороны, отсекает официальный Ереван от Турции, с другой – и от Карабаха. С третьей – наводит «мосты» с Баку.
Так что в Армении накануне президентских выборов выстраивается «новая игра» с нестандартными ходами и самыми неожиданными для президента Сержа Саргсяна решениями.
|