АРМИНФОЦЕНТР: Турция выстраивает внешнюю политику, во многом, с учетом различных резервов, имея в виду, что определенные ресурсы она не в состоянии использовать в настоящее время, но в будущем они могут быть задействованы. Аналогичную политику проводит и Иран, но в отличие от Ирана, Турция имеет больше возможностей планировать стратегические задачи, так как состоит в НАТО и обладает большими возможностями для маневров.
Турция сейчас не обладает возможностями для проведения активной операционной политики в Южном Кавказе, и, тем более, в Центральной Азии, так как прочно завязана на проблемы Ближнего Востока, где ей устроили глубокое и обширное политическое «болото», в которое она и сама охотно вступила. В Кавказско-Каспийском направлении основным внешнеполитическим резервом Турции является Азербайджан, который она всегда рассматривала как серьезное подспорье в осуществлении своих задач.
«Азербайджанский резерв» используется Турцией вовсе не только в решении проблем региона как такового, отношения с Азербайджаном, а вернее не отношения, как субъектом, а, скорее, с объектом, в решении ряда вопросов с США. Это весьма раздражает американцев, не говоря о других крупных государствах, но Турция, понимая это, продолжает педалировать на «азербайджанский фактор».
Вместе с тем, сам Азербайджан явно не комфортно себя ощущает в роли «резерва», даже в рамках политики своего приоритетного партнера. Данная политика «резервирования» сдерживает Азербайджан от сумасбродных решений, хотя и одновременно происходит тесное сотрудничество в части подготовки к масштабной войне. В Азербайджане это поняли, но у него нет иного выхода, как следовать интересам Турции, причем, не только в плане стратегии, но и по различным вопросам текущей политики.
Совершенно очевидно, что Западное сообщество (именно сообщество) умело и без каких-либо усилий вовлекло Турцию в кошмар, который называется «арабские революции». Очень скоро выяснилось, что Турция не в состоянии проводить операционную политику сразу по двум или нескольким направлениям, она просто не обладает соответствующими ресурсами. Вместе с тем, сценарии на Ближнем Востоке становятся, все более, неопределенными, что может привести к новому этапу дезорганизации отношений Турции и Запада.
В этих условиях, из Анкары вполне могут быть поданы сигналы относительно возникновения военного конфликта между Азербайджаном и Арменией, для приобретения новой значимости в позициях Турции в регионах и на международной арене. Турецкий генералитет понял, что ожидать доведения подготовленности вооруженных сил Азербайджана до должного и желаемого уровня вряд ли целесообразно, придется ожидать десятилетия. Поэтому, Турция не связывает возобновление войны между Азербайджаном и Арменией с уровнем подготовленности азербайджанской армии.
В данном случае, для Турции не важен результат военных действий, а гораздо важнее – политические и геополитические результаты военного конфликта, в котором Турция попытается играть роль дирижера, надеясь на приобретение новых позиций. Игорь Мурадян, Lragir.am
|