АРМИНФОЦЕНТР: Христиане Ближнего Востока играли большую, быть может, решающую роль в процессе национально-освободительной борьбы арабских народов против османского господства, а затем и против европейской экспансии. Даже в палестинском движении христиане играли весьма важную роль. Христиане выполняли определенные политические, социально-культурные и профессиональные функции в Египте, Сирии, Ираке, Ливане, Иордании, Палестине.
В последние десятилетия значительно сократились не только численность, но и сфера функционирования, в том числе религиозные и культурные институты христиан. Западные державы неоднократно предлагали христианам региона более тесное сотрудничество в политической сфере, что, по мнению интеллектуалов христианских общин, привело бы к превращению их в заложники, что, так или иначе, закончилось бы катастрофой. Кроме того, в христианской среде в регионе всегда были значительны, не только правые и консервативные настроения и ориентации, но и левые убеждения, что не способствовало образованию прозападной «пятой колоны».
Россия всегда остерегалась установить тесные отношения с христианскими общинами Ближнего Востока, считая их проводниками Западных интересов, и предпочитала сотрудничать с левыми (а на поверку псевдо-левыми) мусульманскими движениями и группами. Сейчас Россия пытается внимательней относиться к сотрудничеству с христианами в Ливане и Сирии, в том числе, и с католическими кругами
Осенью 2011 года состоялся визит патриарха РПЦ в Ливан и в Сирию, но, видимо, время ушло, и имеют ли смысл эти намерения. Кроме того, вряд ли в Москве имеются политические круги и понимание того, какое значение может иметь сотрудничество с христианскими общинами на Ближнем Востоке для политики России.
Иран ранее пытался рассматривать некоторые христианские общины на Ближнем Востоке как возможных партнеров, но только ортодоксов, что не имело достаточно большого успеха. Тем не менее, шиитские движения и общины сумели установить тесные отношения сотрудничества с ортодоксальными христианскими общинами в Ливане, что имеет существенное политическое значение в данной стране.
Сейчас совершенно понятно, что, несмотря на отсутствие видимой катастрофы, христианские общины, видимо, ожидает исход из региона. Некоторые деятели право-христианских партий Ливана утверждают, что после устранения режима алавитов в Сирии положение христиан станет лучше, и они будут иметь реальные социальные и политические права. В действительности, они не приводят никаких серьезных доводов. Проблема усугубляется тем, что становится непоправимым экономическое положение Сирии, Ливана и Египта, что скажется на положении христиан, чье положение и без того тяжелое.
Обращает внимание то, что США, Европейский Союз и ведущие европейские государства не обращают никакого внимания на положение христиан в Сирии и в Ираке, и просто игнорируют ожидаемое будущее этих общин. Мало внимания обращается, также, и на положение многомиллионного христианского населения в Египте.
Ватикан также не принимает никакого участия в судьбе христиан Ближнего Востока. Многое в данном отношении Запада можно объяснить тем, что католические и протестантские государства не заинтересованы в судьбе православных общин, это, несомненно, так и всегда обстояло таким образом. Однако, видимо, причина безразличия в том, что Западное сообщество заинтересовано в полном исходе христиан из Ближнего Востока, так как это открыло бы более «свободные» перспективы политических маневров в регионе.
Христианские общины, действительно, стали заложниками, и Запад решает этот вопрос весьма «гуманным» и «благородным» образом, то есть, «очищает» регион от них. США создали некую структуру, во главе которой стоит весьма энергичная дама, которая занята данной проблемой, но что изменилось от этой работы? Так выглядит англо-американская политика в регионе в отношении христиан? Но это только некий промежуточный сценарий. В перспективе, США и Великобритания, принявшие решение осуществить стратегический уход с Ближнего Востока, не хотят оставлять в регионе проблему, к которой им затем придется возвращаться.
Франция, которая несколько столетий опиралась на католические (униатские) общины на Ближнем Востоке, понимает, что с «исходом» она утратит свои важные позиции и вообще присутствие в регионе. Франция пытается проводить политику защиты прав христианских общин, пытается принять в парламенте важный документ, сделан подробный анализ по решению правительства, связанный с этим вопросом, но, сумеет ли Франция одна остановить этот процесс, даже, при некоторой поддержке Европейского Союза? Игорь Мурадян, "Лрагир"
|