АРМИНФОЦЕНТР: Согласно общепринятому определению, лобби принято называть группу или организацию, активно подталкивающую, посредством подкупа, угроз или пользуясь дружеским расположением, к принятию определенного, выгодного ей решения. Азербайджанское лобби в России действует в целом ряде направлений, содействуя реализации как интересов азербайджанской диаспоры в РФ, так и самого государства Азербайждан. Последняя задача тесно связана с продвижением и широкой рекламой точки зрения Баку, прежде всего, на механизмы карабахского урегулирования. Кроме того, активно навязывается идея близости азербайджанцев России к русскому народу, их беззаветной верности РФ, а также выдающихся экономических успехов Азербайджана, якобы достигнутых за последние годы. В конечном итоге, эта деятельность, примеры которой будут разобраны ниже, служит глобальной цели изменения геополитической ориентации России на Кавказе и переносу центра тяжести российской политики с Еревана на Баку.Есть основания полагать, что, по крайней мере отчасти, работа азербайджанского лобби проходит в рамках глобального панисламистского проекта.
Очевидно, что в обозримом будущем указанные цели не могут быть достигнуты. Однако целенаправленность, с которым Азербайджан лоббирует свои интересы в РФ, заслуживает серьезного внимания, тем более, что к этому процессу подключены некоторые российские эксперты, журналисты и общественные деятели, число которых постепенно увеличивается. На наш взгляд, именно эта категория лоббистов в идеологической сфере представляет особый интерес, так как большинство россиян относится к азербайджанской диаспоре и транслируемым ей идеям с явным предубеждением, тогда как аналогичные высказывания от имени россиян пользуются значительно большим доверием.
Становление азербайджанского лобби
Об азербайджанском лобби в России не так много информации, и большая ее часть датирована серединой двухтысячных годов. Сейчас этот вопрос если и поднимается в открытой печати, то, как правило, в виде советов российских специалистов азербайджанским коллегам. По всей видимости, это свидетельствует об определенной осторожности лоббистов, по понятной причине старающихся не привлекать к своей деятельности широкого общественного внимания.
Среди примеров «дружеских советов» со стороны россиян можно отметить рассуждения члена экспертного совета межрегиональной общественной организации «Общество дружбы с Азербайджаном» Николая Сванидзе, зимой побывавшего в этом государстве по приглашению азербайджанской стороны. Он оценивает лоббистские усилия Армении и Азербайджана в России как примерно равнозначные, отмечая, что «политическое лобби Баку, на мой взгляд, в последние годы усилилось в Москве» (1). «В Москве есть очень сильное сообщество крупных бизнесменов и суперэлитного азербайджанского бизнеса, и это очень влиятельное лобби», – отмечает Сванидзе, советующий азербайджанцам организовать работу пиар-служб на государственном уровне по образцу пресс-служб «серьезных ведомств». «Пригласить к себе, показать страну и город, и даже если журналисты или политики были настроены негативно, они не могут вернуться людьми, не симпатизирующими этой стране, – полагает Николай Сванидзе. – Уже сложнее психологически занимать позицию, которая встретит непонимание или антипатию среди людей, с которыми он сидел за столом».
Александр Севастьянов, один из авторов книги «Русскому об Азербайджане и азербайджанцах», о которой будет подробно рассказано ниже, объясняя «проармянский крен в российской политике в течение без малого двухсот лет» (2) умелыми действиями армянского лобби, напротив, удивляется, что «Азербайджан, располагая немалыми средствами, не имеет, по всей видимости, своей лоббистской стратегии, не ведет целенаправленную работу в этом направлении, не ищет союзников в высших эшелонах российской власти, бизнес-сообщества, военных, СМИ, политической оппозиции и контрэлиты». Он «не наблюдает такой работы» и до последнего времени даже не знал о существовании Общества российско-азербайджанской дружбы (имеется в виду все то же «Общество дружбы с Азербайджаном» – прим.), поскольку оно не ведет никакой публичной деятельности. Севастьянов, «считая себя другом азербайджанского народа, готов помочь в этом (организации лоббистской деятельности в России – прим.) советом и делом». «Проармянский миф живет и работает, – констатирует автор пропагандистского труда во славу азербайджанцев. – А где аналогичные усилия с азербайджанской стороны? Пора уже учиться пиару по высшему классу, если Азербайджан хочет успешно конкурировать с другими государствами на глобальном уровне».
Официальный Баку озаботился необходимостью координации лоббирования своих интересов в России несколько лет назад. Как рассказал тогда в интервью «Эху» заместитель главы первого отдела (СНГ) Госкомитета АР по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, Микаил Гусейнов, для формирования позитивного имиджа Азербайджана и азербайджанцев в России «сейчас делается многое». По его словам, «я бы не сказал, что достаточно делается, но этот процесс пошел. Примерно последние три года (то есть с 2001 г. – прим.) он движется» (3). Именно этим временем Гусейнов датирует «привлечение состоятельных бизнесменов из числа наших соотечественников в России к разнообразному сотрудничеству во имя интересов Азербайджана», стимулом к которому стало создание Всероссийского азербайджанского конгресса.
В ноябре того же года президент российской Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев (ФНКА) «Азеррос» Союн Садыков призвал соотечественников на митинге по поводу продолжающейся «оккупации» Нагорного Карабаха, беря пример с армянского лобби, «активнее работать с российскими властями для влияния на формирование их объективного отношения к ситуации в зоне конфликта» (4). «У Москвы в регионе не может быть более естественного партнера, чем Баку, – утверждал на том же мероприятии секретарь ФНКА Александр Севастьянов. – …Благодаря нашему с вами общему упущению, армянам удалось создать такое мощное лобби вокруг Ельцина и Горбачева. Так давайте исправим наши ошибки и создадим такое лобби, к мнению которого будут прислушиваться как в думе, так и в администрации президента».
Через пару лет эти благие пожелания обрели форму государственного наказа. Поздравляя азербайджанский народ в связи с Днем солидарности азербайджанцев мира, президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что потенциальные возможности азербайджанской диаспоры намного выше по сравнению с реальными результатами деятельности. «Азербайджанцы должны тесно интегрироваться в экономическую, политическую и социально-культурную жизнь стран, где они проживают, выступить в роли связующего звена между Азербайджанской Республикой и этими странами, – призвал глава государства. – Необходимо усилить деятельность азербайджанской общественности, существующей в различных странах, их мероприятия в связи с важными вопросами должны согласовываться. Нужно планомерно предпринять опережающе атакующие меры, направленные против враждебной армянской пропаганды. Необходимо предпринять действенные шаги в связи с вопросами, касающимися всех азербайджанцев, сформировать в ведущих странах мира сильное азербайджанское лобби.Следует также наладить сотрудничество с дружескими общинами и лоббистскими организациями, использовать положительный опыт в сфере организации диаспоры» (5).
Полугодом позже первый заместитель Госкомитета по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, Валех Гаджиев, подводя итоги пятилетней работы своей организации, указал, что «мы заложили основу для создания азербайджанского лобби» (6). Это было достигнуто путем укрепления азербайджанской диаспоры, создания ее эффективно действующих организаций, объединения их в единые структуры, разъяснил Гаджиев. «Отрадно, что с течением времени стараниями диаспоры все больше увеличивается число сторонников Азербайджана за рубежом, что является необходимым в деле формирования лобби», – подчеркнул чиновник.
Российские ученые – Азербайджану
Основным направлением лоббистской деятельности Баку в России в идеологической сфере является работа со специалистами, в первую очередь, политическими экспертами и академическими учеными, журналистами и, посредством перечисленных категорий и руководства СМИ, – с российским общественным мнением.
В течение последнего года активность азербайджанских лоббистов в отношении российских прикладных и научных центров значительно возросла, что ощутили на себе многие специалисты в области истории и современности Кавказа. Бакинские аналитики постоянно отслеживают выступления российских экспертов в печати и на научных конференциях, пытаясь привлечь внимание к «неправильной» трактовке ими происходящего. От российских политологов и ученых требуют, в первую очередь, «соблюдения территориальной целостности Азербайджана», исполнения запрета на упоминание Нагорного Карабаха в качестве пусть непризнанного, но суверенного государства, а также посещение НКР. Поскольку попасть в Карабах возможно только через территорию Армении, приезжающих в НКР могут объявить в Азербайджане персоной нон-грата, и в последнее время число таковых увеличивается. Это произошло, в частности, с пятью депутатами Государственной думы РФ и несколькими экспертами, участвовавшими в парламентских выборах в НКР, прошедших 23 мая 2010 года, в качестве наблюдателей.
Некоторые российские научные центры (в частности, Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ, рук. Алексей Власов) охотно сотрудничают с азербайджанской стороной, участвуя в организуемых Баку мероприятиях, где, как правило, звучат преувеличенные оценки экономического, военного и иного потенциала Азербайджана, и организуя их в России.
Результатом подобного сотрудничества порой становятся материалы, вызывающие недоумение специалистов. Так, Азербайджан возглавляет представленный в январе текущего года «Рейтинг устойчивости политических режимов в странах постсоветского пространства», составленный экспертами Объединенной евразийской экспертной сети (JEEN, Joint Eurasian Expert Network). В составлении рейтинга принимали участие как российские эксперты, в числе которых генеральный директор ИАЦ МГУ Алексей Власов, президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, журналист Аркадий Дубнов и другие, но и анонимные «представители органов государственной власти». К ним можно однозначно добавить и Александра Горянина, который уже "прославился" (вместе с Александром Севастьяновым) своим тенденциозным рассказом об истории государственности Азербайджана и карабахского конфликта
«Политическая ситуация в Азербайджане характеризуется экспертами как стабильная, политическая система – как самая устойчивая» (7), – отмечается в итоговой таблице рейтинга. «Эксперты отмечают адекватность проводимой руководством Азербайджана политики, высокий уровень доверия власти, социальный оптимизм, связанный с постоянными доходами от продажи углеводородов, что позволяет поддерживать социальный сектор, а также ресурс азербайджанской диаспоры, оказывающий стабилизирующее действие на экономику Азербайджана, – констатируется в комментарии составителей рейтинга. В числе факторов, способных оказывать негативное воздействие на устойчивость политического режима, эксперты называют проблему Нагорного Карабаха и непредвиденные обстоятельства, связанные с возможным углублением финансового кризиса и новыми его последствиями для страны».
Отметим, что Беларусь, являющаяся, по мнению большинства исследователей, стабильным, социально-ориентированным государством, заняла в рейтинге устойчивости политических режимов лишь четвертое место. Армения же разместилась на шестом: эксперты JEEN оценили политическую ситуацию в ней как недостаточно стабильную, поставив устойчивость режима под сомнение в связи с интенсивностью перестановок во власти, высоким уровнем авторитаризма, малой эффективностью антикризисной программы, низкой степенью адекватности внутри- и внешнеполитических решений уровню проблем, стоящим перед руководством страны. Кроме того, были отмечены высокая степень поддержки силовыми структурами правящей элиты, коррумпированность правящей элиты и сращивание политики и бизнеса. Многие из этих оценок, если их брать по отдельности, вполне справедливы, но итоговый результат выглядит несколько странно.
Журналисты: Азербайджан велик и могуч
Как уже отмечалось, важным направлением деятельности азербайджанского лобби является работа с журналистами. В результате выходят журналистские материалы, столь безудержно и предвзято воспевающие Азербайджан, что объяснить появление подобных опусов исключительно личными впечатлениями авторов (учитывая, что их поездки организуются и оплачиваются азербайджанской стороной) совершенно не возможно. Характерным примером подобных публикаций является очерк редактора отдела политики журнала «Эксперт» Андрея Громова, начинающийся с констатации: «Азербайджан сегодня живет в уникальной для постсоветского пространства атмосфере национального оптимизма. Нефтяные доходы каким-то чудом не стали основой кланово-коррупционной системы и используются для обустройства страны» (8). Подобные выводы не согласуются с фактами, известными любому непредвзятому исследователю, и по мере чтения статьи становится понятно, что уверенность автора построена на, мягко говоря, ложной информации.
«Пантюркизм сменился пафосом национальной терпимости и соединения традиционной культуры с европейскими культурными ценностями», «исламизм – пафосом религиозной терпимости и древнего, а оттого спокойного и внеидеологичного ислама», «главный шок, особенно для тех, кто был знаком с Азербайджаном по советским временам, – почти полное отсутствие коррупции, во всяком случае, видимой» (последнее «наблюдение» откровенно умиляет) – эти выводы Громова, если бы не его статус, можно было бы назвать наивными, годными лишь для школьной стенгазеты, публикующей отчеты «Как я провел лето». Повторяя пропагандистские лозунги официального Баку – о потере по итогам карабахской войны 20% территории Азербайджана и «почти миллионе беженцев», автор «Эксперта» отмечает, что «при этом ни одного плохого слова об армянах я в Азербайджане не услышал». Это откровенно несерьезно – разговоры на подобные темы идут в Баку исключительно на повышенных тонах, и звучат в них не только «плохие», но и откровенно непечатные слова, причем со временем ситуация в этом плане лишь усугубляется.
Азербайджанские власти, повествует Андрей Громов, придерживаются такой политики: «победить в мирной жизни, создать мощную экономику, завоевать авторитет в мире и вкладывать деньги в армию – а потом мы сможем вернуть потерянные земли без катаклизмов и катастрофических потерь, а даст бог, то и миром. Эта политика была очень эффективна все эти годы». В чем ее эффективность, если спустя три с половиной года после написания материала карабахский конфликт по-прежнему не разрешен и его урегулирование столь же далеко, как и пятнадцать лет назад, остается не понятным. Впрочем, грубая пропаганда формальной логики не требует и нередко сознательно ее избегает.
О «немалом интересе», который представляет для России Азербайджан, рассказывает автор АПН Игорь Бойков. Интерес, по его мнению, обусловлен, во-первых, многочисленной азербайджанской диаспорой, во-вторых – «геополитическим значением богатого нефтью Азербайджана». «Выбор приоритетного партнёра между …Арменией и Азербайджаном не столь очевиден, как представляется некоторым, – считает автор. – Исходя из анализа нынешней ситуации совершенно не следует как то, что Армения и армяне a priori являются нашими друзьями, так и то, что Азербайджан и азербайджанцы должны рассматриваться лишь в качестве противников. Этот вопрос требует очень взвешенного подхода» (9).
Переходя к карабахскому конфликту, автор прямо говорит, что«недопустима однозначно проармянская ориентация, которая в нынешних условиях была бы глубоко ошибочной.Армян искренними друзьями и союзниками России всё равно не сделаешь, а вот окончательно толкнуть Азербайджан в сферу влияния Турции этим можно абсолютно точно». Современная Армения, утверждает Бойков, «вовсе не является пророссийски ориентированным государством». В качестве аргумента приводится факт отсутствия в стране сколько-нибудь значимой русской диаспоры (мы еще не раз столкнемся с ним в других лоббистских материалах – как и с упором на то, что армяне не являются православными, как многие ошибочно считают, хотя в данном контексте это никак не может подтвердить мысль автора). Кроме того, Армения не обладает сопоставимыми с Азербайджаном природными ресурсами, «то, что она будто бы тяготеет к России религиозно и культурно – миф», а изгнание азербайджанцев из Карабаха и из азербайджанских сёл на территории Армении началось, дескать, за пару лет до армянских погромов в Баку.
Яна АМЕЛИНА Источник: Регион и мир. – 2010. – № 1. – с. 23 – 30
Примечания _________ (1) Кадырова C. Николай Сванидзе, журналист, член Общественной палаты России: «Для мирного решения карабахского конфликта остаются считанные годы». «Азербайджанские известия». 16 февраля 2010 г. http://www.azerizv.az/news/a-4135.html (2) Кафарова Н. Севастьянов: Карабах – ключевой вопрос в российско-азербайджанских отношениях. Интервью с автором книги «Русскому об Азербайджане и азербайджанцах», писателем, политологом и общественным деятелем Александром Севастьяновым. 12 мaрта 2010 г. http://www.aze.az/news_ sevastyanov_karabax__33168.html.(3) Оруджев Р. Наши заграничные миллионеры должны стать азербайджанскими лобби. «Эхо». №136. 17 июля 2004 г. http://www.echo.az/archive/2004_ 07/874/obshestvo05.shtml.(4) Мовсун. В Москве вспоминали про Карабах. «Зеркало». 17 ноября 2004 г. http://subscribe.ru/archive /media.news.review.azpressa/200411/17222543.html.(5) Президент Азербайджана: Нужно сформировать в ведущих странах мира сильное азербайджанское лобби. ИА Regnum. 28 декабря 2006 г. www.regnum.ru/news/762223.html(6) Али Ч. Валех Гаджиев: «За последние пять лет была создана основа азербайджанского лобби». Day.Az. 12 июля 2007 г. http://www.day.az/print/news/society/85607.html.(7) Рейтинг устойчивости политических режимов в странах постсоветского пространства. 10 января 2010 г. http://www.j-een.com/news_view/618/.(8) Громов А. Нефтяная модернизация. Вкладка в журнал «Эксперт» «Обзоры стран» № 9 (14). 25 декабря 2006 г. http://www.expert.ru/printissues/countries/2006/09/azerbaydjan/(9) Бойков И. От Махачкалы до Баку. 28 января 2010 г. АПН. http://www.apn.ru/publications/article22340.htm
|