АРМИНФОЦЕНТР: Расследование «Галерея азербайджанской лжи, лицемерия и агрессии» Часть-36 Общеизвестно, что представители азербайджанской государственной пропаганды весьма болезненно относятся к историческим фактам. Они больно бьют по мифологизированной истории закавказских турок, и разоблачают фальсификации азербайджанских ученых. Известно также, что искажения истории в Азербайджанской республике политически мотивированы, и служат основой для территориальных претензий закавказских турок на армянские, грузинские, персидские и дагестанские земли. По этой причине изложение правдивой истории вызывает в стане азербайджанских пропагандистов массовые эпилептические припадки, сопровождающиеся извержением новых потоков лжи и оскорблений. Так, недавно опубликованная на страницах АРМИНФОЦЕНТРА статья «Французские карты против азербайджанской пропаганды» вызвала «критику» некого Амира Эйваза, представляющегося филологом и «руководителем» виртуального пантюркистского общества с многообещающим названием «Бирлик» («Единство»). Для начала отметим, что на страницах своего сайта turkist.tk А.Эйваз занимается активной пропагандой русофобии и арменофобии, а также довольно топорными фальсификациями истории и культуры народов Южного Кавказа, о чём свидетельствует хотя бы его попытка причислить к тюркоязычным племенам кавказоязычные албанские и ираноязычные мидийские народы. При этом «филолог» игнорирует исторические факты, отвечая на них либо хамскими оскорблениями в адрес оппонентов, либо подтасовкой документального материала. Не стала исключением и его статья «Страх перед «Великим Тураном» заставляет армян искажать старинные карты», в которой Эйваз попытался опровергнуть нашу статью. В чем же в суть претензий Эйваза?
Амир Эйваз: «Первая карта, по словам Мелкумова, «носящая название «Turquie d`Asie de la Perse» («Азиатская Турция и Персия»), вообще-то, на самом деле носит название Carte des Premiers Ages du Monde, что в переводе означает «Карта первых веков мира».
Эйваз наискромнейшим образом умалчивает о наличии в нижней части карты надписи «Turquie d`Asie de la Perse». Неужели азербайджанский учёный не заметил её? Весьма сомнительно.
Да и как отнести к «первым векам мира» Ирак-Аджам и Ирак-Араб, образовавшиеся как административно-территориальные единицы только после арабского завоевания Месопотамии и Ирана, не говоря уже об Османской Турции? Вместе с тем, Эйваза смущает надпись «Geographie Ecclesiastique» - «Духовная география». Эйваз посчитал её поводом для объявления карты недостоверной. «Простите, но это все равно, что взять книгу сказок, найти в ней упоминание какой-то волшебной страны и утверждать, что эта страна существовала в действительности» - заявляет он.
Прощаем, поскольку в азербайджанской науке такие случаи действительно случаются. В 1947 году, в рамках кампании Азербайджанской республики по присвоению гениального иранского поэта Незами Ганджави, в Баку был издан сборник «Низами Гянджави», в котором нашла место статья доктора филологических наук М.Рафили «Культура азербайджанского народа до Низами». В статье Рафили утверждал, что внимательно изучив «Одиссею» Гомера, он нашел неопровержимые доказательства того, что «Гомер, описывая страну циклопов и его жителей, подразумевал именно Азербайджан и азербайджанцев». Но мы отвлеклись. Нам интересно, как Эйваз объясняет наличие на «раскритикованной» им карте Персии, Арама (Сирии), Аравии, Египта, Грузии? Неужели они также «волшебные»? А чтобы вернуть филолога на грешную землю, настоятельно советуем ему ознакомиться с такими историческими источниками, как «Книга путей царств» арабского автора Х века Истахрия, в которой подробно говорится о «волшебной» Армении:
«Дабиль столица Армении и в нем Санбат, сын Ашута. Город постоянно находился в руках знатных христиан, а христиане составляют большую часть обитателей Армении, она же «царство Арман». Армения граничит с Румом и пределы ее до Берда'а, до Джазиры и до Адербейджана».
Особое внимание Эйвазу стоит обратить на: а) факт распространения армянских владений вплоть до Партава, т.е. с Арцахом, Сюником, Гехаркуником, Араратской долиной и Нахиджеваном включительно; б) представление Аррана с центром в Бердаа и Азарбайджана в качестве отдельных провинций.
Далее «критик», словно карточный шулер из рукава, достает «оригинал» данной карты (на деле – самую обычную копию с некоторыми корректировками) из каталогов Университета Флориды, который практически полностью совпадает с предоставленной нами в статье «Французские карты против азербайджанской пропаганды» версией данного картографического документа.
«А теперь смотрим оригинал: у Армении вообще нет никаких единых и четких границ…» - заявляет Эйваз. Однако филолог, видимо, сам того не понимая, лишь подтверждает наши тезисы. На данной карте видно, что Армения как раз имеет свои этногеографические рубежи, причём, здесь она не только занимает территорию вплоть до Куры, охватывая всё те же Арцах, Сюник и Гехаркуник, но и омывается Чёрным морем на северо-западе, охватывая Трапезунд и Керасунд, районы, входившие в раннесредневековую эпоху в пределы византийской фемы Армениакон. «Сама же надпись «Армения» даже не относится к междуречью Куры и Аракса, где расположены Эривань и Гёкча (Севан)» - утверждает Эйваз. Трудно понять, то ли у Эйваза слабое зрение, то ли он пытается, собственно говоря, «надуть» читателей сайта. Кура-Араксинское междуречье, Ереван и бассейн Севана расположены в пределах персидской части Армении, в чем, ознакомившись с «оригиналом» карты, может убедиться любой человек с нормальным зрением.
Не приглянулся Эйвазу по вкусу и представленный нами фрагмент карты 1787 года. Для начала хотелось бы напомнить «критику», что любая статья имеет свой предельный размер и представление карт в полном размере не всегда возможно при существующем лимите, так что данная претензия Эйваза, чередующаяся с хамством и беспардонностью, безосновательна. Однако перейдём к теме. Азагитпроповец подсказывает: «Так, в правой колонке, в условных обозначениях к карте по-французски написано: Туркомания, старое название которой – Большая Армения. Здесь берут истоки Евфрат и Тигр, отсюда видна гора Арарат. Центр западной Туркомании – Эрзурум, а восточной – Эривань». И приходит к неожиданному заключению: «Этих строчек вполне достаточно, чтобы опровергнуть большую часть суждений Мелкумова». Вот тебе раз. Оказывается, Эйваз не только никчемный пропагандист, но и никудышный филолог. «Опровергая» мои суждения, он блестяще подтверждает наличие Великой Армении, в которую входил только что оспариваемый им Ереван. Он также «не замечает», что исконное название – Великая Армения – вытесняется термином «Туркомания» именно вследствие появления на этой земле пришлых тюркских кочевых племен. Термин «Туркомания» отражал политические, а не этнические либо исторические реалии, ибо данная территория являлась в XIV-XV вв. частью туркоманских государств Кара - и Аг-Гоюнлу, а позже находилась под властью феодалов тюркского либо курдского происхождения, вытеснивших армянскую военно-феодальную знать. В XXII главе «Книги о разнообразии мира» Марко Поло отмечал, что «Великая Армения – страна большая; начинается она у города Арзинга, где выделывается лучший в свете бокаран. Есть тут также отличные бани и самые лучшие в мире источники. Живут там армяне, и подвластны они татарам. Много там городов и городищ. Самый отменный город — Арзинга. Там живет архиепископ. Есть еще города Аргирон и Дарзизи (…) Страна большая, и летом, скажу вам, приходят сюда толпы левантских татар, потому что во все лето тут привольные пастбища для скота; и живут здесь татары со своими стадами летом, а зимою их нет; большого холоду и снега скотина не выносит, и на зиму татары уходят туда, где тепло, есть трава и пастбища для скота». (Марко Поло. Книга о разнообразии мира. Глава XXII.)
Как мы видим, происходило вытеснение осёдлого армянского населения кочевым тюркским. В связи с изменением этнического состава населения Армянского нагорья в некоторых источниках этот географический регион изредка именуется «Туркоманией». Данный факт освящают и современные академические источники:
«В описаниях современников сельджукское нашествие предстаёт как бедствие для стран Закавказья. Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии. Так возникло Киликийское Армянское царство, просуществовавшее до конца XIV в. На Армянском нагорье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским. То же самое имело место и в пределах Закавказья». (История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002).
Тем не менее, Армения, к большому неудовольствию Эйваза и его подельников по азербайджанской пропаганде, не исчезает с европейских карт средневековья и нового времени. Специально для Эйваза и остальной азербайджанской пропагандистской команды представляем прусскую карту 1865 года «West-Asien» («Западная Азия»):
Как видим, земли от Ерзнка до Гандзака обозначены историко-географическим термином «Armenien» (Армения), а в пределах Каджарской Персии, к югу от реки Аракс, расположена провинция «Azerbeidshan» (Адербейджан). Данная карта разрушает все тезисы азербайджанского пропагандиста.
«…уже свыше 1300 лет к землям Азербайджана относится территория, как к югу, так и к северу от реки Аракс» - волнуется Эйваз. А «Военная энциклопедия» начала ХХ века говорит, что «АДЕРБЕЙДЖАНЪ (Азербейджанъ), ген.-губерн. Персіи, занимающее с.-в. ея часть приблизительно до 36¼° с. широты. Границы: сѣв. — съ Закавказьемъ на протяженіи 600 вер.; вост. — съ провинціей Гилянъ; южн. — съ провинціями Зенджанъ (Хамсе) и Курдистанъ; зап. — съ Турціей. Послѣдняя точно не установлена и служитъ предметомъ спора между Турціей и Персіей въ теченіе свыше 50 лѣтъ. Пространство 102.000 кв. вер. или 1/16 часть Персіи». (Военная энциклопедия: [В 18 т.] / Под ред. В.Ф. Новицкого и др. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина, 1911—1915).
Видимо, Эйваз высчитал эти «1300 лет» благодаря достижениям закалявшейся за прилавками российских рынков современной азербайджанской арифметики.
Вместе с тем стоит отметить, что в 40-х гг. XVIII века персидским правителем туркманского происхождения Надыр-шахом Афшаром была произведена административно-территориальная реформа, привёдшая к переподчинению сардару Азарбайджана Ганджинского беглярбегства, в связи с чем упомянутый Эйвазом дипломат Бурнашёв говорит о некой «границе» Адербиджана с Грузией, однако собственно тюркские источники чётко разграничивают регион Адербиджан от Ганджи и Ширвана. В связи с этим специально для Эйваза вновь приводим цитату из труда его соплеменника – закавказского турка Мирзы Адигезаль-бека «Карабаг-Наме»: «Граница гянджинского ханства с Гюрджистаном проходила выше «Сынык-керпю» близ «Сури-Даша» и с Азербайджаном – у Худаферинского моста». (Мирза Адигезаль-бек. Карабаг-наме. АН Азерб.ССР, Баку, 1950. Пер. В. Н. Левиатова).
Надеемся, Эйваз помнит о расположении Худаферинских мостов на берегах Аракса, что говорит о расположении исторического Азарбайджана к югу от нынешней Азербайджанской республики.
В одном Эйваз почти прав: «… тукоманы завладели этими землями свыше тысячи лет назад, поэтому ни о какой пришлости уже и речи не может идти». Почему «почти» прав? Да потому, что нашествия туркоманов на Иранское и Армянское нагорья происходили волнами, начавшись к концу Х века. А вот в Арцахе, например, первые тюркские племена из объединения джаванширов появились лишь к середине ХVIII века. Почти прав Эйваз в этом утверждении еще и потому, что пришлые турки по сей день пытаются самоутвердиться на чужой земле, чем и объясняется жестокая дискриминация коренных народов региона. Процесс освоения захваченных территорий не завершен, и, судя по примеру Республики Арцах, а также резкому подъему национального самосознания талышей, аварцев, лезгин и других автохтонов региона, он не имеет шансов на завершение.
Николай Мелкумов, "Восканапат"
P.S. В порядке информации.
Армяне никогда не звали современных «азербайджанцев» туркоманами. Обычно их зовут просто и емко: турки. Что, кстати, отражает реальность. А если, о чем упоминает Эйваз, желают отозваться презрительно, то называют их по-разному, в зависимости от региона: тсани, тараканы, дынеголовые или кривоголовые. Русскоязычное армянское население Азербайджанской ССР называло их чушками. Но это уже тема для отдельного исследования.
|