АРМИНФОЦЕНТР: Это показывают документы, которые попали в распоряжение РадиоАзадлыг. Руководство страны предпочитает скрывать владельцев компании OOO Азерфон, которая уже 5 лет действует на рынке и, по мнению экспертов, пользуется достаточно большими привилегиями. А скупая информация, которая передавалась общественности, не соответствует действительности.
Вопросы, кому принадлежит компания мобильной связи OOO Азерфон - владелец торговой марки Nar Mobile, возникли еще в 2006 году. Именно тогда появились первые сообщения о том, что в стране появится и третий оператор мобильной связи. И с первых же дней Министерство связи и информационных технологий (МСИТ) Азербайджана называет в качестве учредителей германскую Siemens AG и 2 компании из Великобритании. SIEMENS AG: «Азерфон» не принадлежит нам» В течение 5 лет МСИТ неоднократно утверждало, что среди соучредителей компании Азерфон есть и Siemens AG (министерство утверждает это и в ответе на наш официальный запрос – прим.ред.). А в самой Siemens AG нам сказали, что они слышат это в первый раз - от нас. Представитель пресс-службы Siemens Моника Брюклмайер-Лангендорф в ответ на наш запрос заявила, что компания не имеет пая ни в ООО Азерфон, ни в других компаниях мобильной связи Азербайджана. Вообще Siemens продала свои структуры, занимающиеся мобильной связью еще в 2005 году (до создания ООО Азерфон). Возникло предположение, что возможно, официальные лица Азербайджана имеют в виду эти дочерние структуры Siemens. Оказалось, нет. В ответном письме (от компании Nokia Siemens Networks) заявляется, что у них нет пая в ООО Азерфон. Компания просто продала оборудование Азерфон. «Обладание паями наших клиентов противоречит нашей политике», - говорит представитель пресс-службы Nokia Siemens Networks Анна Летиранта в ответ на запрос. Складывалась странная ситуация. Может, речь идет о простом мошенничестве? Не исключено, что кто-то, используя поддельные документы, задумал войти на рынок современных технологий Азербайджана?
Минналогов опровергает информацию минсвязи
Противоречащие друг другу заявления Министерства связи и информационных технологий и Siemens опровергает другая официальная структура в Азербайджане. В выписке из учредительных документов ООО Азерфон, которую выдало Министерство налогов говорится, что «в ООО Азерфон, которую министерство зарегистрировало за номером 1105-T13-3906, обладают паем три компании из Панамы, одна компания, зарегистрированная на острове Невис и «АзТелеКом».
(Справка: Невис - остров в группе Подветренных островов в Карибском море. Является частью государства Сент-Китс и Невис с правом выхода из его состава. Площадь острова 93 км², население 12 106 человек. Экономика – сельское хозяйство, туризм (250 тысяч туристов в год) и оффшорное банковское обслуживание. - прим.ред.)
Доли распределены среди компаний-пайщиков следующим образом: «АзТелеКом» - 10 %, «Cellex Communications S.A.» - Невис - 18 %, «Hughson Management Inc.» - Panama - 24 %, «Gladvyn Management Inc.» - Panama - 24%, «Grinnel Management Inc.» - Panama - 24 % Строить бизнес в Азербайджане посредством офшорных (то есть, зарегистрированных за рубежом, в зонах, облегченного налогооблажения и налоговой ответственности) компаний - не ново. В международных отчетах по борьбе с коррупцией отмечается, что «офшорными компаниями часто злоупотребляют для того, чтобы скрыть подлинного владельца или для каких-либо нелегальных дел».
Семья Пашаевых?
Еще в 2007 году говорили и писали о том, что торговая марка Nar Mobile принадлежит одному из родственников президента Азербайджана. Эти предположения нашли отражение и в депешах Wikileaks, в которых говорилось о богатствах семьи Пашаевых, к которой относится и первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева.
Временный поверенный в делах США в Азербайджане писал в отчете, направленном в Госдепартамент:
«Сообщается, что Nar Mobile (официально зарегистрирован как «Азерфон»), также связан с семьей. Говорят, что название компании означает фрукт и в то же время показывает первые три буквы имени сестры первой леди – Наргиз». Но не все так просто, как выглядит. Скоро вы узнаете, какие имена из первой семьи страны скрываются за этими компаниями. Сама компания Азерфон отказывается раскрыть, кто является ее учредителями. Мы обратились за комментариями к председателю Фонда борьбы с коррупцией Васифу Мовсумову. Он ответил: «Если два государственных органа дают разную информацию и данные о компании непрозрачны, то весьма вероятно, что здесь имеет место коррупция».
Победа без тендера Однако проблемы прозрачности в отношениях с Министерством связи компании этим не исчерпываются. «Азерфон» имеет, в общей сложности, 1,6 миллиона пользователей мобильных телефонов в стране. Эксперты отмечают, что процедура выделения для Азерфон радиочастот, которые являются национальными богатствами, также не была достаточно прозрачной. Руководитель Центра поддержки экономических инициатив Ровшан Агаев говорит, что ООО Azеrfon смогла войти на коммуникационный рынок страны без участия в тендере. Хотя с 2001 года в Азербайджане принят и имеет силу закон, обязывающий выдачу лицензий такого рода только через тендер. «Операторы должны доказать, что для того, чтобы получить право работать в стране, их технические и инвестиционные предложения более выгодны.
А в Азербайджане ни один из мобильных операторов не участвовал в тендере. Когда Bakcell и Azercell входили в рынок в 1995 и 1997 годах соответственно, еще не было Закона «О государственных закупках». Однако когда в 2006 году появился Азерфон, процедура тендера стала обязательной. Возможно, что объявился бы кандидат, предложивший лучшие условия, более низкие цены и более качестсвенный сервис?» Эксперты также считают сомнительным явлением то, как в 2009 году Азерфон получил лицензию на 3G-сервис раньше своего конкурента, который дожидался такого разрешения годами. В настоящее время Азерфон обладает монополией на 3G в стране. Руководитель Интернет-форума Азербайджана Осман Гюндуз говорит, что Министерство связи и информационных технологий покровительствует этой компании и выдало ей лицензию на сервис 3G без проведения тендера.
Почему SIEMENS?
Законы в связи с участием в тендерах требуют не менее чем пятилетнего опыта работы. Согласно им, компании, обратившиеся для получения радиочастоты, должны также доказать, что владеют необходимым оборудованием. Однако когда выбирали третьего мобильного оператора страны, Азерфон не обладал опытом в этой сфере. Возможно, что Министерство связи использовало имя компании Siemens именно для того, чтобы предотвратить связанные с этим «нежелательные» вопросы. Во всяком случае, Министерство связи и информационных технологий настойчиво повторяет, что Siemens является одним из учредителей. Мы написали в МСИТ, что Siemens опровергает это сообщение и, что мы знаем, кто подлинные учредители компании Азерфон. В ответе Минсвязи от 7 июня 2011 года снова написано, что учредителем Azеrfon является созданная и действующая в Федеративной Республике Германия компания Siemens AG... Еще раз обращаемся в компанию Siemens AG, для того, чтобы убедиться, что сообщение министерства не соответствует действительности и, Siemens AG еще раз подтверждает ранее сказанное. Следующая задача – определение владельцев компаний упомянутых в выписке Министерства налогов. Что привело в Азербайджан никому неизвестные панамские компании? Почему Министерство связи и информационных технологий опасается назвать их? Почему Азерфон не раскрывает названия этих компаний и имена их владельцев? Здесь есть еще один сомнительный момент. А владеет ли Минсвязи информацией о подлинных владельцах ООО Азерфон? Или Азерфон предоставило «ошибочную» информацию в Министерство, когда обратилось за получением лицензии?
Арзу и Лейла Алиевы
Мы получили в Государственном реестре Панамы учредительные документы компаний, которые владеют в целом 72% паев в Азерфон. В Совете директоров всех 3 компаний одни и те же имена:Лейла Алиева, Арзу Алиева и Оливье Местелан. Кроме того, сестры разделили между собой должности президентов и казначеев компаний. Арзу Алиева является президентом компаний «Hughson Management Inc.» и «Gladvyn Management Inc.», а Лейла Алиева – компании «Grinnel Management Inc.». Во всех 3 компаниях Оливье Местелан занимает должность секретаря. Эти же дамы являются учредителями нескольких других компаний в Панаме. В качестве их бизнес-партнера там указана Мехрибан Алиева. В компании Азерфон нашу информацию об учредителях и привилегированном положении компании, по сравнению с конкурентами, отрицают. Запрос, посланный в Администрацию президента Азербайджана остался без ответа, несмотря на то, что прошли несколько недель. На звонки в администрации отвечают, что «мы сами свяжемся с вами».
Оливье Местелан. Кто он? Это имя можно встретить в журнале «Баку». В том самом журнале «Баку», который издается в Москве и главный редактор которого - дочь президента Ильхама Алиева Лейла. Об Оливье Местелане здесь говорится как о меценате и коллекционере. Местелан к тому же - владелец выставочного салона «Kiçik QalArt» в Ичеришехер в Баку и соучредитель Фонда Art Ex East. Статья в журнале «Баку» посвящена организации выставки в столице Азербайджана известной художницы и галеристки Айдан Салаховой. Организатор - Оливье Местелан. В материале, размещенном на популярном российском сайте «Сноб» и посвященном открытию этой выставки, отмечается, что господин Местелан давно занимается бизнесом в странах региона и имеет интерес к искусству.
В журнале «Баку» можно узнать, что Оливье Местелан впервые ступил на азербайджанскую землю 15 лет назад. Его привел сюда интерес. Теперь у него есть дом в Баку и раза три-четыре в году он бывает в этом городе. По специальности Местелан юрист, но его хобби – коллекционирование предметов искусства настолько разрослось, что стало основным занятием в жизни. Наши попытки связаться с Оливье Местеланом не увенчались успехом. Руководство его выставочного салона заявило, что он приезжает в Баку редко, а других возможностей связаться с ним нет.
От владений в Дубае до контуров NAR Написанное выше – не первая информация о том, что дочери президента Ильхама Алиева занимаются крупным бизнесом и обладают собственностью, источники которой не разглашаются. Ранее газетаWashington Post напечатала журналистское расследование о недвижимости детей президента в Дубае, а РадиоАзадлыг - о приватизации Арзу Алиевой государственного банка без проведения тендера. Cайт Contact.az напечатал расследование о том, как первая леди и ее дочери контролируют большую часть банковского сектора страны. По законодательству Азербайджана, президент и члены его семьи обязаны декларировать данные о своей собственности. Законодательство также запрещает протекционизм, монополии и создание неравных условий для конкуренции в экономике. Вопросы, касающиеся семейного бизнеса самого президента Азербайджана, который объявил с начала этого года широкомасштабную кампанию борьбы с коррупцией, так и остаются безответными.
Хадиджа ИСМАЙЛОВА, Радио «Азадлыг»,Перепечатано в "Восканапат"
|