АРМИНФОЦЕНТР: Сегодня, 19 февраля, исполняется 125 лет со дня рождения легендарного Гая. Героизмом во имя светлого будущего народов была насыщена вся его жизнь, так трагически оборванная приспешниками И.Сталина во цвете лет. Арестованный в 1935 году по надуманным обвинениям, Гай затем в 1937 году был расстрелян даже не будучи вызван на суд. Его постигла та же участь, что и многих других прославленных красных командиров, героев Гражданской войны России. В их числе был и маршал М.Тухачевский, под началом которого начиналась военная карьера Гая.
Гайк Бжшкян фамилию Гай получил от красноармейцев в годы гражданской войны. Бойцы его дивизии, затрудняясь произносить его армянское имя и фамилию, попросили командира называть его фамилией Гай, что было более привычно для уха русского человека. Впоследствии и в военных сводках, приказах он стал официально именоваться Гая Дмитриевич Гай.
Видный деятель Советского государства М.Калинин по какому-то поводу сказал: "Без таких народных полководцев, как Фрунзе, Блюхер, Гай, Чапаев Красная Армия не сумела бы справиться с врагами”.
В 30-х годах прошлого столетия, когда на Гая был навешен ярлык "враг народа”, его имя было предано забвению не только в России, но и в Армении. И только после смерти И.Сталина в 1953 году и развенчания культа его личности легендарное имя Гая было возвращено народу и истории.
Гайк Бжшкян, как герой, впервые прославился на русско-турецком фронте, сражаясь в составе VI армянской добровольческой дружины. О его героизме в начале 1915 года писала газета "Мшак”, издававшаяся в Тифлисе. В статье, озаглавленной "Один из героев армян”, сообщалось о героических делах VI дружины, которую, после гибели ее командира, возглавил получивший три ранения (в голову и в руку) Гайк. Позднее храбрецов-армян и их нового командира на смотре чествовали высокопоставленные русские офицеры. Командир корпуса, русский генерал обнял и расцеловал Бжшкяна, наградив его орденом Св. Георгия и медалью. В следующих двух номерах газеты были приведены более подробные сведения о боевых успехах VI дружины. За три дня ожесточенных боев освобождены три села, а турки и курды были отброшены на 35 верст, потеряв убитыми более 600 солдат. После этой впечатляющей победы слава о храбреце Гайке Бжшкяне разнеслась по всему Кавказскому фронту. В дальнейшем Гайк с семьей перебрался в Среднюю Азию, в Самарканд, и оттуда уже, поступив сперва в местную Красную гвардию, он затем перебрался в Приволжье, откуда и началась его легендарная военная карьера.
В 1918 году Бжшкян стал командиром "Железной”, 24-й дивизии. Он умел предвидеть опасности, принимал неожиданные для противника решения, умело комбинировал силы и маневрировал, был опытным и храбрым воином. Военные успехи сопутствовали ему даже в самых тяжелых ситуациях. Освободив г. Симбирск, родной город В.Ленина, Гай послал в адрес раненого вождя революции историческую телеграмму. В дальнейшем дивизия Гая участвовала в освобождении более 100 городов Приволжья и Предуралья. И именно потому Гай вскоре был назначен командующим Первой Армии Восточного фронта вместо М.Тухачевского, переведенного на более высокую должность.
Ставший легендарным героем, Гай, после выздоровления от очередного ранения, был направлен на Юг России, где формировал и возглавлял кавалерийские корпуса, командуя также всеми морскими силами в районе Дона и Азовского моря. А последней героической страницей его боевой эпопеи стал беспримерный рейд его кавалерийского корпуса по тылам белополяков. Тогда его конница вихрем промчалась по просторам Белоруссии, Литвы и Польши, громя отступавших в панике белополяков.
Известно также, что будущие маршалы Г.Жуков и И.Баграмян в разное время служили под началом командира кавалерийского корпуса Гая.
Особый этап в жизни Гая – его приезд в Армению, где он был назначен на должность народного комиссара по военным делам республики (1922-23гг.). Еще в 1920 году А.Мравян обращался к Серго Орджоникидзе с просьбой прислать Гая в Армению. И сам Бжшкян не раз говорил, что приехать на Кавказ и работать здесь всегда было его искренним желанием. За короткий срок он многое сделал для создания объединенной военной школы командиров и отдельной горнострелковой дивизии, что послужило в дальнейшем основой для формирования армянских дивизий, прославившихся в Великой Отечественной войне.
Хотя Гай и был одним из образованных народных полководцев Красной Армии, однако он помнил, что необходимо углублять свои военные познания. И потому, уехав из Армении, поступил в Военную академию имени Фрунзе, которую закончил в 1927 году. И уже в 1929 году, защитив кандидатскую диссертацию, начал преподавать в Военно-воздушной академии им. Жуковского, став также заведующим кафедрой, профессором.
Будучи от природы творческой личностью, Гайк Бжшкян еще в молодости, участвуя в революционном движении, печатался в газетах под фамилией "Банвор Гайк”. Впоследствии, став прославленным красным командиром и легендарным героем, он продолжал писать – более 10 статей и брошюр на военно-исторические темы, а также рассказы о героях-бойцах ("Комсомолец Вася” и др.) времен Гражданской войны…
В Армении в 1967 году отмечалось 80-летие легендарного героя. Из Риги на торжества приехала и дочь Гая – Тамара. Юбилейный вечер проводился в театре им. Г.Сундукяна, на нем присутствовали родственники Гая из Еревана и Тбилиси, а также гости из России.
Позднее Совет Министров Арм. ССР принял постановление об увековечении памяти легендарного Гая. Был воздвигнут памятник герою; установлена мемориальная доска на стене дома № 37 по ул. Алавердяна, где работал нарком по военным делам; имя Гая присвоено нескольким улицам, школам городов Армении, а также Дому офицеров в г. Ереване.
Вечная память Гаю – это, в первую очередь, замечательный памятник герою в общине Нор Норка. Это также трепетная, постоянно пульсирующая память – школа № 129 им. Гая. Там создан богатый Музей Гая с очень интересными экспонатами. Каждый год в феврале открывается месячник памяти героя, проводятся различные мероприятия, раскрывающие образ легендарного Гая и воспитывающие в школьниках чувство любви к своей родине и к своему народу. Символично, что директора школы, т. Петросян, зовут так же, как и дочь Гая – Тамарой.
Свою лепту в увековечение памяти Гая внесли и кинематографисты Армении, создав художественный фильм о нем ("Умри на коне”, реж. Мелик-Авакян), где в главной роли снялся известный актер Гуж Манукян.
Еще одна память о Гае – это его сабля, подаренная им Ереванской военной школе командиров, когда он уезжал из Армении. В одно время сабля была утеряна, но потом случайно нашлась в засыпанном колодце, а в настоящее время она выставлена на стенде в Музее истории Армении…
У меня, внучатого племянника Гая (он был двоюродным братом моей бабушки Ерануи) в день 19 февраля всегда возникают смешанные чувства: гордость за моего легендарного предка и жгучая горечь от безвременной его кончины. Уверен, не будь Гай злодейски убит – в звездной плеяде армянских полководцев – маршалов Баграмяна, Бабаджаняна, Ханферянца, адмирала Исакова – было бы одним маршалом больше.
И сегодня образ легендарного Гая вдохновляет каждого армянского воина на свершение подвигов. Подтверждение тому – беспримерный героизм армянских воинов в Арцахской войне.
Рудольф ОГАНЯН, внучатый племянник Гая,
лауреат Государственной премии Армении Перепечатана в "Юсисапайле"
|