АРМИНФОЦЕНТР: Как то, общаясь на тему того, как мы преподносим события 1877-1923г.г. (геноцид) я сказал, что этот вопрос, вынесенный в заглавие, сидит в подсознании многих армян, в первую очередь среди молодежи.
Получается, что наши мужчины не защищали своих женщин? Согласитесь, это достаточно острый вопрос, особенно для женщин. Ведь одна из основных функций мужчины – защищать свою семью, ее жизнь, честь, имущество.
По сути, то как мы сами себе преподносим все, что связанно с геноцидом – а именно «турки пришли, и сделали геноцид», и вариации на тему «шли на убой как бараны» и т.д. размывает образ мужчины-защитника …. и этот процесс не может не привести к вопросам – почему мужчины не защитили свои семьи?
Тогда, мой собеседник сказал, что это лишь мои комплексы. Возможно.
Но вот, недавно, на одном из армянских каналов была передача, и ведущий задал именно этот вопрос. Спросил он не от своего имени, а от имени молодежи, которую интересует ответ. Скажу честно, ответ интервьюера, на мой взгляд, был хуже некуда.
Не так давно и мне пришлось отвечать на этот вопрос – спрашивала девушка. Для того, чтоб ответить мне пришлось начать не с 1915-го, а с 19-го века. Попытаюсь изложить и здесь. Заранее отмечу, что я прекрасно понимаю, что эти факты для многих, а в нете наверно для подавляющего большинства – не секрет. Но помимо фактов есть бытующее в народе стереотипное восприятие…..
I. «Турки пришли и сделали геноцид»
Наверно, один из самых распространенных стереотипов. Армения здесь представляется страной с армянским населением (и с отсутствием не армянского населения), куда в 1915-ом вдруг пришли турки и «сделали геноцид». То есть убили 1.5 миллиона человек. Часто распространено мнение – за один день.
На самом деле мы знаем, что Западная Армения и Армянская Киликия, в 19 веке уже несколько столетий были частью Османской Империи, и в результате войн и переселений инородцев доля армянского населения в Западной Армении составляла от 25 до 53% в разных вилайетах.
После каждой русско-турецкой войны (1828, 1856, 1877) положение армян в Османской империи ухудшалось – армяне оказывали поддержку российским войскам, тем более, что в русской армии было много армян – солдат, офицеров, генералов. Турки же мстили потом за эту поддержку. Доля армянского населения в Западной Армении падала.
Так или иначе к 1914-му году армяне в 6 вилайетах Западной Армении – Эрзерумском, Ванском, Битлисском, Харпутском, Сивасском и Диарбекирском составляли 38,9%
II. Вооруженная борьба армян против султана. Свержение султана.
В стереотипном восприятии геноцида не находится места истории о том, как армяне взяли курс на свержение власти султана и добились ее. Можно говорить о том, что цель была не верна, но сам факт – поставив эту задачу, армяне ее выполнили.
Подвергаясь притеснениям, во времена султана Абдул-Гамида II, армяне начали вооруженную борьбу против него.
Наиболее известными эпизодами этой борьбы стали Зейтунские восстания 1877-78 и 1895-го, Сасунская война 1891-94 годов, захват здания Оттоманского Имперского Банка в Константинополе в 1896-ом, Ханасорский поход 1897-го, Сасунское восстание 1904-го и др.
Специально для борьбы с армянами султан создал особую конницу – получившую название «гамидие» от имени султана. При столкновении с армянскими бойцами «гамидие» как правило терпела поражения после чего правительство вынужденно было привлекать регулярную армию с артиллерией. Однако армянские отряды продолжали вооруженную борьбу против султана.
У Абдул-Гамида II-го были и другие противники – молодые, получившие образование в Европе, военные. Их называли «младотурками» или «иттихадистами» по названию партии – «Иттихат ве терраки», что в переводе означало «Свобода и Справедливость». Победить султана самостоятельно иттихадисты были не в состоянии и обратились за помощью к армянам, у которых был опыт подпольной и партизанской борьбы, действующая сеть по всей стране, связи, вооруженные отряды в горах и в городах.
Иттихадисты предлагали вместе свергнуть султана, восстановить Конституцию, установить равенство граждан Османской Империи. Учитывая способности армян, в скором времени их влияние в Османской Империи стало бы решающим. Конечно, не все армяне были за такое сотрудничество, но в 1907 году после второго младотурецкого конгресса в Париже партия «Дашнакцутюн» приняла решение – принять предложение и вместе свергнуть султана.
Много времени союзникам не потребовалось – уже в июне 1908-го султан Абдул-Гамид фактически был отстранен от власти, была восстановлена Конституци.ю 1878-го года. В апреле 1909-го после неудачной попытки переворота Абдул-Гамид II был окончательно отстранен от власти и заключен под стражу в Салониках.
III. Армяне и турки – союзники.
После свержения султана был избран парламент, в который избирались, в том числе, и армянские депутаты. Армянские партии вышли из подполья, армянам вернули право на ношение оружие и службу в армии.
Новое правительство Османской Империи, союзник армян в борьбе против султана, объявило амнистию для армянских повстанцев (фидаинов). Большинство из них спустились с гор в свои села – ведь они уже победили, враг был свергнут, а армянское население получило равные с мусульманами права.
Историческая вставка. Что означало неравенство. Небольшой пример. В суде слово христианина не принималось в расчет. Поэтому курды практиковали следующий вид вымогательства. Приходил в дом к армянскому селянину курд и начинал просить «подарок». Если крестьянин оказывался "непонятливым”, и при этом мог постоять за себя, и выпроваживал не званного вымогателя, у последнего была следующая возможность – он просто шел в суд, и говорил что земля, на которой работает этот армянский крестьянин, принадлежала его предкам. В качестве свидетелей он приводил своих соплеменников – также мусульман. Суд принимал лишь их свидетельства. В итоге немалая часть земли была отчуждена в пользу курдских беков, и армянские крестьяне были вынуждены платить им «аренду».
В 1911-ом началась итало-турецкая война, на призыв Османского правительства защитить страну откликнулись десятки тысяч армянских солдат и офицеров. АРФД призвала «всех выступить единым фронтом против врага». Армянские солдаты и офицеры считали что защищают свою страну, свое правительство. Ведь призыв союзного армянам правительства поддержала армянская революционная партия.
В итало-турецкой войне Османская империя потерпела поражение, и в июле 1912-го правительство младотурок было свергнуто другой подобной партией «Свобода и Справедливость» (Хюрриет ве Итиляф) которая в свою очередь была в блоке с армянское партией «Гнчак». В соглашении между пришедшей к власти Хюриет ве Итиляф и партией Гнчак говорилось:
«Целостность Османской империи и защита конституции поддерживается двумя сторонами, поэтому всякое стремление к сепаратизму и антиконституционное движение считается недопустимым»
В октябре 1912-ом началась Балканская война – против Османской Империи выступили Греция, Болгария, Сербия, Черногория.
Десятки тысяч армянских солдат и офицеров вновь защитили страну, которую считали своей. Хотя правительство и сменилось, но оно также было приведено к власти армянами. Уже в ходе Балканской войны, ввиду неудач на фронте, правительство «Итиляф»-а было свергнуто продержавшись чуть более полугода. К власти вновь пришли союзные дашнакцаканам иттихадисты.
Османское правительство обратило внимание не столько на то как армяне защищали их страну, сколько на следующий факт – в составе болгарской армии блестяще проявил себя армянский добровольческий отряд, которым командовали легендарный гайдук Андраник и прославившийся уже в 1918-21 гг. Гарегин Нжде.
Не меньшую, если не большую, озабоченность вызвала все возрастающая мощь армян – именно союз с какой либо армянской силой был необходимым условием для прихода к власти в Османской империи.
IV. Жизнь налаживается. Создается прообраз Армении.
В результате длительных переговоров, предлагалось множество проектов по управлению Западной Арменией. Требовалось учитывать как интересы армянского населения, османского правительства так и великих держав – России, Англии, Германии…
Наконец, в 1914-ом было заключено русско-турецкое соглашение, согласно которому:
1. Западная Армения делилась на два сектора (Эрзрум, Трапезунд, Себастия и Ван, Битлис, Харберд и Диарбекир), управление которыми передавалось двум иностранным Генеральным инспекторам, назначаемым османским правительством по рекомендации великих держав.
2. В ведение Генеральных инспекторов передавался контроль администрации, юстиции, полиции и жандармерии в их секторах; в случае необходимости в их распоряжение предоставлялись военные силы. В зависимости от обстоятельств, Генеральные инспектора имели право освобождать от должности непригодных или провинившихся чиновников, отдавать их под суд, замещать младших чиновников новыми, а также делать представления турецкий правительству о назначении высших чиновников.
3. Земельные споры должны были разрешаться под наблюдением Генеральных инспекторов. Законы указы и официальные сообщения в каждом секторе должны были публиковаться на местных языках. Судебные приговоры должны были публиковаться на турецком языке и по возможности переводиться на языки сторон.
4, Доля каждого этнического элемента в бюджете народного образования каждого вилайета должна была определяться в соответствии с уплачиваемым им налогом на эти цели; правительство не будет чинить никаких препятствий к тому, чтобы единоверцы принимали участие в содержании общинных школ.
5. В мирное время каждый Османской подданный должен отбывать воинскую повинность в том военный округе, в котором он проживал.
6. Полки «гамидие», по соглашению, преобразовывались в запасную кавалерию, а их оружие должно было храниться на военных складах.
7. Соотношение различных религий, народностей и языков в обоих секторах должно было быть определено путем окончательной переписи, которую намечалось провести в течение года, а до этого члены Генеральных советов и Комитетов вилайетов должны были избираться по принципу равного представительства мусульман и немусульман.
8. Если Генеральные инспектора сочли бы удобным, то принцип равенства между мусульманами и немусульманами должен был применяться и для набора полиции и жандармерии в обоих секторах.
9. Принцип равенства предусматривалось соблюдать и при распределении остальных должностей в обоих секторах
Помимо того, что восстанавливались права армянского народа, и создавались все предпосылки к его возрождению и развитию. По сути, создавалась Армения, прообраз будущего армянского государства : на территории где армяне не составляли большинства должны были набираться армянские полицейские, жандармы и чиновники, армянские солдаты стали бы составлять значительную часть османской армии в Западной Армении.
Казалось, что борьба армян увенчалась успехом, однако, рекомендованные державами два Генеральных инспектора — Вестененк (Голландия) и Гоф (Норвегия) не успели приступить к своим обязанностям. Началась мировая война.
V. Начало первой мировой. Переговоры.
Еще до начала Первой мировой войны османское правительство обратилось к руководству на армянских революционных партий предложив продолжить успешный опыт взаимодействия – и в ходе войны поднять вооруженный мятеж в Восточной Армении, в тылу русской армии.
Предложение было из серии «кто не с нами – тот против нас». Ведь турки прекрасно знали, что российские армяне будут воевать в составе русской армии, а как они воюют, турки знали хорошо – имена генералов Бебутова, Тер-Гукасова, Лорис-Меликова, Лазарева и других были им хорошо известны, так же как боевые качества армянского солдата, о чем позже чуть подробнее.
Руководители наиболее крупной армянской партии имеющей свои боевые формирования нашли, как им казалось, мудрое решение – отойти от этнической позиции к гражданской.
На VIII съезде АРФД (июль. 1914, Карин, Турция), было решено «каждый армянин должен выполнить свой гражданский долг перед своим правительством», то есть, российские армяне воюют за Россию, османские – за Османскую империю, а персидские – за Персию. Если же какая либо из этих стран будет нейтральна – то и армяне – граждане этой страны, будут нейтральны. Кое-кто высказывал мысль, что это даже более выгодная позиция, так как «кто бы не победил – армяне будут среди победителей».
Османское правительство, которое все еще воспринималось как союзное армянам, тем не менее, приняло такую позицию со скрытым недовольством.
VI. Война. Мобилизация.
В октябре 1914 Османская Империя вступила в Первую мировую войну. На призыв в османскую армию армянские резервисты откликнулись как и в прошлый раз – свою страну надо было защитить, а Османская Империя провозгласившая равноправие воспринималась именно таковой – своей страной.
Сколько именно армян пошли в османскую армию и были мобилизованы туда в дальнейшем точно не известно, обычно, исходя из количество армян воевавших за Османскую Империю в 1911-13гг., говорят о цифре в 64 000 человек.
Можно предположить, что реальное количество армян призванных в османскую армию в начале первой мировой было значительно больше 64 000. В ходе первой мобилизациб в османскую армию проведенной в 1914-ом, во всей империи было призвано 780 000 человек. Учитывая долю армян в населении империи армян мобилизованных только в 1914-ом должно было бытьне менее 78 000.
В 1915-ом была проведена еще одна мобилизация. Учитывая, что османское правительство уже решило «очистить страну от армян» можно предположить что процент армян во вторую мобилизацию был значительно выше. В целом можно говорить о том, что к концу апреля 1915-го, в османскую армию была призвана значительная часть армянских мужчин. Если говорить в цифрах, то наиболее правдива была бы цифра в 130-150 000 человек.
Стоит отметить, что армянские солдаты и офицеры в составе османской армии показали отличные боевые качества.
Так, автор-туркофил В.И. Шеремет пишет ( «Босфор», стр. 145-146, 1995г.) :
«Мало кому сейчас известно, что армянские части в составе турецко-германских войск показали высокие боевые качества в сражениях на Галлиполийском полуострове при разгроме дарданелльского десанта Антанты, а так же в Месопотамии сражаясь против войск Антанты.
VII. Сценарии
Видимо, в османском правительстве проанализировали возможные сценарии развития событий и дальнейшей жизни с армянами.
Мирный.
После войны, если бы Западная Армения и Киликия остались в составе Османской Империи, армяне, и так представляющие из себя значительную силу без поддержки которой в османской империи невозможно было придти к власти, со временем оказавшись в равных условиях с мусульманским населением, обрели бы еще больший вес, в экономике, образовании, и что более важно – в оборонной сфере и управленческих структурах.
Со временем, армяне имея уже по сути автономную Армению (предусмотренную соглашением от 1914-го года) и имея огромное влияние в империи в целом, по сути стали бы конкурирующим с турками народом за власть во всей Османской империи.
Военный.
Видимо, иттихадисты, просчитали и такой вариант, если когда-либо Армения, а она уже начала оформляться до войны, в итоге все-таки захочет независимости, либо присоединения к Восточной Армении – произойдет вооруженный конфликт с османской армией. Учитывая цитату от Шеремета можно предполагать, что османское правительство просчитывая этот вариант, как минимум, не было уверенно в победе своей армии над армянами.
Наверняка были и другие варианты. Например, предлагая армянам поднять восстание на Кавказе, турки наверняка предполагали, что аналогичное предложение может быть сделано армянам и российскими властями. Этот вариант для армян был рискованным – подняв восстание в Западной Армении и Киликии, где они теоретически могли получить помощь от Антанты, от России на Кавказском фронте, и от англо-французских войск в Киликии, под удар ставились почти миллион армян на территории от Константинополя до Центральной Анатолии. Тем не менее, такое восстание обрекло бы Османскую империю на поражение уже в начале войны.
Вероятно, проанализировав возможные варианты, Османское правительство приняло решение о полном уничтожении армян в империи, во время войны.«Война – удобный повод избавиться от армян» – эти слова, по сути, стали лозунгом турецкого государства.
VIII. Геноцид.
Приняв решение уничтожить армян, младотурки, для решения этой масштабной задачи, запустили все механизмы государственной машины.
В армянских селах, под предлогом необходимости вооружения действующей армии и резерва, в том числе состоявших из армян, было изъято оружие, оставшееся еще со времен борьбы против султана. После этого были разоружены армянские жандармы, полицейские и солдаты.
Разоруженных солдат дробили на мелкие группы и вели на принудительные работы. Во многих местах практиковался иной подход – собрав на построение армянских солдат их вчерашние «сослуживцы» разворачивали на них пулеметы и открывали огонь. В районах близких к фронту, проводились дополнительные мобилизации. Не выдавая мобилизованным оружия, турецкие военные отводили их подальше от сел, и расстреливали на построении
Таким образом, иттихадисты, задействовав всю мощь государства, смогли ликвидировать наиболее боеспособную часть населения – значительную часть мужчин призывного возраста, годных к строевой службе.
24 апреля 1915 го года, были арестованы лидеры Дашнакцутюна и партии Гнчак – те, кто мог, и должен был руководить сопротивлением армян, и координировать эту деятельность.
После всего перечисленного османское правительство объявило о переселении из прифронтовой зоны, ради безопасности населения. Многие армяне, все еще верящие правительству добровольно шли в депортацию, понимая – война. Колонны депортируемых уничтожались по пути, либо были обречены на смерть в пустыне.
В действиях турецкого правительства отчетливо прослеживается четкое планирование, просчитанная последовательность действий, математический расчет.
Следует особо отметить, что в те времена, доступность информации была небольшой. По сути, армяне одного вилайета, в военное время, не имели информации что происходит в соседнем регионе. Ходили лишь слухи. Но кому верить, возможно, это провокация?
IX. Сопротивление.
«Есть два вида смерти: умереть с честью и обесчещенным. Пусть все в мире знают – шапингарахисарцы умерли с честью»
Кое-где турки поторопились и не смогли сделать все в соответствии с планами османского правительства. Так, уже после поражения от российских войск на Кавказском фронте, отступавшие турецкие части и курдские формирования попытались осуществить погромы в Васпуракане. Кое-где им это удалось, однако, во многих местах нападения были отбиты. Часть армян, после этого, сконцентрировалась в Ване, другая же, осталась на месте. Отбив, как им казалось, стихийное нападение турок и курдов, люди остались в селах.
Успешная самооборона имела место в Ване, Шатахе, Тароне, Сасуне, Шапин-Гарахисаре, Зейтуне, Урфе, Бозгате, Фынтыджаге, Муса-даге…..