Армянский язык пытались уничтожить арабы, турки, персы, все те держатели империй, которые не только стремились установить на армянской земле свою юридическую власть, но и пытались уничтожить наш народ путем уничтожения армянского языка. Они прекрасно понимали, что уничтожить нас силой оружия трудно. Персидский царь Дарий даже писал по этому поводу, что армянский народ нельзя победить, его можно разделить.
И все же, несмотря ни на что, наши предки сумели сохранить наш язык, донести его через тысячелетия до нас, их потомков, и передали эстафету держателей языка нам. Но донесем ли мы его уже своим потомкам? В наше время армянский язык сталкивается с еще более серьезными проблемами. Если раньше его пытались уничтожить огнем и мечом, сжигая хранилища рукописей и убивая интеллектуальную элиту, то сейчас армянскому языку грозит «фаза самоуничтожения». Особенно остро эта угроза стоит в Диаспоре, где проживает 70% армянской нации.
Истинными носителями армянского языка являются армяне, и ни один народ на земле больше не является «армяноязычным», а следовательно не развивает и не укрепляет армянский язык ни в одном уголке нашей необъятной земли. Но что делать, если значение родного языка в современном мире снижается? В России с нас не требуют его знания, когда мы устраиваемся на работу. Когда приходим в магазин за покупками нам не нужно знать название продуктов на армянском языке, и продавщица нам не предъявит счет на армянском. Нам не нужен армянский, когда мы едем в общественном транспорте, когда посещаем интернет, когда общаемся с друзьями, даже если эти друзья являются армянами! Я не смею винить власти Российской Федерации, которые не предоставляет армянскому меньшинству страны достаточные возможности по изучению родного языка. Это необходимо лишь нам самим. По своему опыту знаю, что родной язык впитывается с молоком матери. В Диаспоре лишь семья сможет обеспечить защиту армянского языка, не государственная поддержка, школы или что-то иное. От многих можно услышать: «Зачем нам армянская школа, если выйдя за ее пределы, мы снова начнем общаться на русском языке?». И все же я считаю, что армянские школы должны быть! Чтобы не прерывать ту последнюю ниточку, которая пока еще связывает нас с нашим корнями.
Значение армянского языка в жизни армянского народа еще не осознано полностью, ему пока не дана соответствующая оценка. А зря, ведь если мы хотим сохраниться как этнос на территории России, если мы все еще хотим иметь хоть какую-нибудь принадлежность к армянской нации, то первым делом мы должны взяться за сохранение родного языка. Нас не спасет ни знание истории Армении, ни армянский круг общения на русском языке, ни проведение армянских праздников или траурных дат, которые пару раз в году собирают армян «под одной крышей». Лишь наш язык, да, именно он, является той силой, которая хранит наш этнос, не только в России, но и во всем остальном мире.
Кому как ни армянам, самому разбросанному народу на земле, не известен тот факт, что сохранить язык трудно, особенно, когда нас мало, когда вокруг нас окружают люди, носители иного языка? Мы вливаемся в их общества, создаем там семьи, отправляем наших детей в школы, где они пытаются получить высокие отметки, изучая чужие языки. Конечно, чужие языки знать нужно, чтобы иметь связь с миром, чтобы не быть белой вороной, чтобы продвигаться по карьерной лестнице, чтобы «стать человеком». Но чтобы сохранить человека в себе, необходимо знание родного языка. Лишь семья, лишь общение на родном языке, в тесном семейном кругу способно сохранить наш язык, а следовательно и нас как отдельный этнос.
Джордж Байрон, великий английский поэт, романтик, вспоминая Армению и армян писал: «Эти люди – духовные лица порабощенной, но благородной нации, которая подвергалась изгнанию и гнету наравне с евреями и греками, но не вынесла из него ни озлобленности первых, ни раболепия вторых. Эта нация приобрела богатства, не прибегая к ростовщичеству, и все почести, которые могут быть дарованы тому, кто находится в рабстве, без интриг… Трудно было бы найти летописи народа, менее запятнанные преступлениями, чем летописи армян, добродетели которых были мирные, а пороки – следствие притеснений. Но какова бы ни была их судьба, а она печальна, что бы ни ожидало их в будущем, их страна всегда должна оставаться одной из самых интересных на земном шаре…». От себя добавлю, что страна наша всегда может оставаться одной из самых интересных на земном шаре, если в ней и за ее пределами сыновья ее, несмотря ни на что, будут говорить на своем родном армянском языке.
Арсен Амбарцумян, "Еркрамас"
(перепечатано в "Юсисапайл")