Еще в 1936 году правительство Турции потребовало, чтобы все немусульманские фонды задекларировали свою собственность. В 1974 году суды Турции незаконно отняли у этих фондов имения, приобретенные после 1936 года, и даже некоторую часть имущества, принадлежавшего им до того. Согласно принятому на прошлой неделе решению, у фондов потребовали в течение 12 месяцев представить правительству конфискованное у них имущество (стоимость которого ныне составляет миллиарды долларов), включая школы, больницы, детские дома и кладбища. Если парламент утвердит решение, то правительство Турции обязуется либо вернуть конфискованное имущество, либо выплатить компенсацию за то имущество, которое было продано третьим лицам.
Симптоматично, что это решение не распространяется на сотни тысяч частных имений, конфискованных властями Турции у армян и других меньшинств в ходе и после Первой Мировой войны.
Прежде чем выражать благодарность руководству Турции за «доброе» и «справедливое» отношение к меньшинствам, необходимо выявить мотивы и спрогнозировать возможные дальнейшие шаги Анкары.
Хотя у правящей партии Эрдогана есть необходимое число голосов для принятия предложенного решения в парламенте, тем не менее, не стоит удивляться, если это «щедрое» предложение ослабнет в плане указанного в нем количества и видов имущества, а также в плане текущей стоимости, и если вину за эти ограничения припишут оппозиционным партиям. Прежние обещания Эрдогана вернуть конфискованное имущество фондам меньшинств, увязнув в «бюрократическом болоте», после длительных задержек так и не были выполнены.
По всей вероятности, турецкие должностные лица решили издать это решение после того, как Европейский суд по правам человека удовлетворил несколько крупных имущественных исков, поданных армянскими и греческими фондами. Очевидно, что Турция не может позволить себе проиграть сотни подобных исков. Руководитель администрации благотворительных фондов Турции Аднан Эртем сказал газете «Сабах», что, решив вопросы с немусульманскими фондами во внутреннем порядке, правительство избежит выплаты еще более крупных сумм, включая компенсацию за ущерб и судебные издержки, если проиграет дела в Европейском суде. Эртем отметил, что более 370 конфискованных имений должны быть возвращены фондам меньшинств.
Помимо экономии средств, Турция, что гораздо важнее, сможет избежать позора, связанного с проигрышем сотен судебных дел, который дискредитирует ее в глазах мирового сообщества, тем более тогда, когда она пытается вступить в Европейский Союз. Более того, Турция уже достигла большого пропагандистского успеха, пообещав вернуть собственность. Еще до возвращения меньшинствам хоть какого-нибудь клочка собственности международные СМИ красочно представили этот «благородный» поступок Турции. Не стоит удивляться, если Турция превратит это новое решение в пропагандистский инструмент, направленный против недавно предъявленных требований конгрессменов США вернуть церковное имущество законным владельцам.
Не стоит также удивляться, если турецкие руководители постыдным образом потребуют, чтобы правительства Армении, Греции и Израиля сделали ответный жест в отношении Турции. Нужно напомнить турецким чиновникам, что, возвращение конфискованного имущества – это не благотворительность в отношении религиозных меньшинств. Такая неуместная благодарность будет подобна тому, как если ограбленный человек будет благодарить вора за то, что он, исходя из личных соображений, решит вернуть ему небольшую часть украденного имущества.
Хотя турецкая пресса поспешила охарактеризовать решение Эрдогана как «историческое» и «революционное», тем не менее, на деле оно менее применимо, чем обязательства, взятые правительством Турции по Лозаннскому договору, которые обеспечивают для армянского, греческого и еврейского меньшинств более серьезную защиту в рамках международного права. Хотя внутренние законы могут измениться в любой момент, однако обязательства Турции по международному договору не могут быть ограничены решением правительства.
Опасаясь за свою жизнь, никто из немусульманских общин не осмелился подать жалобу в ООН или другие международные инстанции, несмотря на тот факт, что все последующие турецкие правительства нарушали положения Лозаннского договора, начиная с момента его ратификации в 1923 году.
Мой совет меньшинствам Турции: не отзывать назад судебных исков из Европейского суда по правам человека, пока они не получат назад конфискованное имущество или соответствующую денежную компенсацию.
Арут Сасунян,
редактор газеты «Калифорнийский курьер»
(перепечатано в Armenia Today)