В политологии существует понятие, введенное, кажется, Гумилевым: аберрация (искажение, погрешность) близости и аберрация дальности. Суть его заключается в непреднамеренном преувеличении значения близких по времени событий и, наоборот, недооценки значения далеких по времени свершения событий. Во многом это определение верно: мы любим награждать эпитетом «исторический» события, обреченное на забвение уже через пару недель. И не просто любим, но и верим в то, что это событие действительно имеет историческое значение. Между тем, называемые «историческими» визиты, выставки, речи и т.д. забываются иногда даже раньше, чем нанесший визит вылетает обратно, или сотрудники музея упакуют экспонаты.
Аберрация дальности также играет неблаговидную роль. Так, патриотические деяния поистине великих царей Армении – Арташеса и Папа – до конца не осознаны и не оценены нами именно по причине огромного временного промежутка с современностью. Не заняли своего достойного места в народной памяти имевшие колоссальное значение для армянской истории (и действительности!) Дзиравское сражение, сожжение арабскими завоевателями сотен армянских князей с семьями, освободительная война Давид Бека и Мхитара Спарапета, и даже история Первой Республики!
Никоим образом не призывая жить прошлым, я все же хочу заметить, что в нашей истории было огромное количество событий, имеющих для нашей современности намного большее значение, чем касающееся нашей страны очередное изречение очередного залетного политика из очередной «Амертании». Вне зависимости от того, насколько этот «амертанец» симпатизирует нашему народу. Они, как правило, преследуют свои, зачастую далекие от наших, интересы. Кому-то надо вновь избраться в парламент своей страны, кто-то желает сохранить свое кресло… Не стоит, конечно, гнать их в шею, но и придавать им и их словам некое историческое значение совершенно излишне. Совпали во времени их и наши интересы, очень хорошо, нет – ну и шайтан с ними. У нас есть свои, неизменные интересы.
Но вернемся к аберрации. Как ни странно, прошедшие со Дня провозглашения Республики Арцах 20 лет не исказили отношение нашего народа ко второму армянскому государству. Напротив, если в первые годы Арцахского движения многие из нас относились к нему с немалой долей присущего армянскому народу романтизма, то ныне наблюдается созревшее, осознанное чувство понимания необходимости сохранения приобретенного в годы войны суверенитета Арцаха. За исключением нескольких этнических бастардов, армянский народ, вне зависимости от места проживания и политических пристрастий, гордится Арцахом, его успехами и победами, полон решимости отстоять его независимость.
При том, что, будем объективны, Арцахская война по своим масштабам является рядовым событием в истории армянского народа, аберрация дальности, в случае с Республикой Арцах, «не работает». Как, кстати, и в случае с Геноцидом армян. Изучение причины искажения аберрации дает важный, хоть и ожидаемый ответ: армянский народ воспринимает Арцахское движение и наличие на карте мира Республики Арцах как не доведенную до логического конца победу.
Проблема не в международном признании независимости Республики Арцах: граждане молодого армянского государства относятся к этому с философским безразличием. Они продолжают жить, работать, творить и отдыхать точно так же, как живут, работают, творят и отдыхают в какой-нибудь Финляндии. Проблема в другом: к Арцаху прилегают пребывающие в плену обширные армянские земли, на которых живет враг, ежедневно озвучивающий угрозы в адрес Республики Арцах. Это обстоятельство заставляет граждан Арцаха, как и весь армянский народ, жить в условиях необходимого дополнительного напряжения духовных и физических сил.
Угроза новой агрессии в сочетании с общенациональной неудовлетворенностью результатами последствий агрессии Азербайджана против Республики Арцах, благотворно влияет на национальное сознание, повышает ответственность каждого гражданина республики за будущее своего государства, то есть мешает влиянию аберрации дальности по отношению армянского народа к Арцахской войне и ее последствиям. Сложившаяся ситуация в определенной мере является уникальной: победившая сторона испытывает стремление к реваншу.
Сегодня это стремление выражается в поистине всенародной любви к Армянской Армии, осознанной гражданской ответственности жителей Республики Арцах за настоящее и будущее своего государства (вряд ли найдется на просторах СНГ другой столь ухоженный и чистый город, как столица Арцаха), готовности в любой момент встать на защиту своей Родины.
Современная Республика Арцах – наглядное подтверждение правильности выбранного в 1991 году курса на строительство независимого государства. Простое перечисление решенных за прошедшие двадцать лет задач впечатляет масштабностью и эффективностью проделанной работы. Арцаху удалось отразить агрессию многократно превосходящего в живой силе и технике врага; решить проблему построения современного светского демократичного государства; практически полностью восстановить разрушенные агрессором промышленность и сельское хозяйство; обеспечить жильем все пострадавшие в годы войны семьи; построить прекрасные дороги, связывающие все без исключения районы государства; основать новые для государства отрасли промышленности. Производящаяся в Республике Арцах продукция экспортируется в десятки стран мира, в числе которых Россия, Франция, США, Иран.
Интересный и многозначительный факт: процент снабжения природным газом населенных пунктов Республики Арцах намного превосходит аналогичный показатель в экспортирующем газ Азербайджане.
Республика Арцах стала первым на всем Южном Кавказе государством, в котором руководивший два конституционных срока президент не пошел на нарушение закона и не пытался выдвинуть свою кандидатуру в третий раз. И вновь невозможно удержаться от сравнения с соседним Азербайджаном, в котором президенты или свергаются путем переворота, или «обеспечивают» себе пожизненное президентство. Арцах, находящийся в организованной врагом блокаде, сумел преодолеть соблазн построить военизированное государство наподобие Спарты, и, сохранив традиционное для армян уважение к Воину – Защитнику, избрал путь строительства демократического государства.
Все эти достижения Республики Арцах привели к параличу деятельности МИД Азербайджана, основным занятием которого стало выявление «грубых ошибок, связанных с неуважением к территориальной целостности Азербайджана» и организация массовых писем протеста в адрес «нарушителя». В Степанакерте на это смотрят со спокойной усмешкой – чем бы дитя ни тешилось – и продолжают налаживать связи с зарубежными государствами и международными компаниями.
Вместе с тем, в Арцахе понимают исходящую от Азербайджана угрозу и строят свою жизнь с учетом этого фактора. В первую очередь это выражается в огромном уважении к ветеранам, защитникам Отечества, Воинам Свободы, ценой жизни и здоровья отстоявшим независимость Арцаха.
Уже два года, как в Армии Обороны Республики Арцах служат их сыновья, мальчики, родившиеся и выросшие в независимом государстве. Они воспитаны в независимой, суверенной стране, вдохновлены примером отцов, у них развитое гражданское сознание и непреходящая любовь к Родине. Армия Обороны Республики Арцах испытывает ответственность не только за обороноспособность государства, но и за его будущее. Именно поэтому она готова не только защитить свою страну, но и при необходимости уничтожить государство-агрессор. Философия свободы требует.