Агентство «Ассошиэйтед пресс» распространило сообщение о принятом премьер-министром Турции обязательстве вернуть конфискованное после 1936 года имущество синагог и христианских армянских и греческих храмов. Как сообщают турецкие газеты, указ об этом уже подписан Эрдоганом. На первый взгляд, данное решение Реджепа Тайипа Эрдогана является выраженным актом доброй воли, направленным на восстановление доверия к Турции и ее правительству со стороны евреев, армян и греков. Но так ли это на самом деле?
Почему Турция решила вернуть награбленное (назовем вещи своими именами) именно с 1936 года? Почему не с 1956-го, 1906-го или 1996-года? Исходя из каких критериев взят временной отрезок в 75 лет? Вопросы эти не случайны, и правильный или честный ответ на них позволит нам лучше понять данное решение Турции. А также определиться в своем отношении к нему.
На состоявшемся 28 августа ифтаре (разговение после поста) Р.Эрдоган заявил: «Мы, как и все, знаем о несправедливостях, которым подверглись различные религиозные группы в нашей стране. Времена, когда наши граждане подвергались угнетению из-за вероисповедания, этнического происхождения или образа жизни, остались в прошлом». Насколько эти слова соответствуют истинному положению вещей в Турции, легко может проверить любой турист, рискнувший с крестом на груди зайти в спальный район столицы этого государства.
Нет никаких сомнений, решение это зародилось совсем недавно, и было принято наспех. Очевидна связь решения правительства Эрдогана с поправкой, принятой в конце июля сего года Комиссией по внешним сношениям Конгресса США, призывающей Турцию прекратить давление по отношению к христианским религиозным меньшинствам, и вернуть законным хозяевам отнятые у них церкви и храмы. Точно так же не приходится сомневаться, что данное решение Комиссии Конгресса США, принятое, кстати, 43 голосами «за» и одного «против», не могло родиться, если бы слова Эрдогана об оставшемся в прошлом угнетении христиан были правдой. Эрдоган лукавит уже сегодня, когда решение возглавляемого им правительства, по сути, еще не вступило в силу.
Оперативно, в течение месяца, выполнив требование США, Анкара продемонстрировала миру управляемость Турции внешними силами, но не ее смирение. Ибо конфискованное/награбленное после 1936 года имущество христиан и иудеев составляет мизерную часть награбленного в течение одного лишь ХХ века. Так, до 1915 года на территории современного турецкого государства функционировали свыше двух тысяч армянских учебных заведений и трех тысяч церквей и храмов, из которых предполагается вернуть законным хозяевам всего 30. А до начала активной фазы Геноцида армян в Османской Турции – 1894 года – в Турции действовали свыше пяти тысяч армянских церквей, храмов и монастырей. Совершенно прав профессор Левон Ширинян, утверждая, что Турция пытается «Представить мировому сообществу возвращение малой толики награбленного как попытку решения, которая на самом деле является формой ухода от решения».
Симптоматично, что, согласно «Ассошиэйтед пресс», Турция намерена вернуть армянскому населению бывшую больницу, сиротский приют, здания школы, кладбища, магазин, земельный участок, а также имущество фонда «Сурб Арутюн». Судя по этому списку, Анкара пытается отвести от себя обвинения в грабеже армянского народа на религиозной почве. Будь это не так, в списке возвращаемого имущества доминировали бы списки армянских церквей. Между тем, Комиссия Конгресса США четко указывает именно на неприемлемое в цивилизованном мире давление на христианские религиозные меньшинства Турции. На основании многочисленных исков, поданных против анкарского правительства в Европейский Суд по правам человека, требования о прекращении дискриминации христианского меньшинства в Турции озвучивал и Евросоюз. Однако Турция традиционно лишь имитирует выполнение этих требования, вознамерившись вернуть законным хозяевам… магазин и земельный участок. Тем не менее, именно прецедент с земельным участком способен обернуться крупнейшим политическим скандалом.
В самом конце прошлого года граждане Америки армянского происхождения Рита Махдесян, Алекс Бакалян и Анаис Арутюнян подали в суд на турецкое правительство, а также Центральный банк и банк Зираат этого государства по поводу незаконной экспроприации принадлежащей им собственности в виде земельного участка. Речь идет о 122 акрах (примерно 49,4 гектара) земли, на которых ныне расположена… крупнейшая на Востоке военно-воздушная база НАТО «Инджирлик». Это всего лишь менее четырех процентов от общей площади военной базы, однако на остальной территории Инджирлика были расположены еще и армянская церковь и школа с обширными земельными владениями, а также другие, принадлежащие армянам, участки. Думается, что армянские хозяева остальной части военной базы, на которой функционируют (и получают немалую прибыль) еще и такие крупные американские компании, как Baskin Robbins, Taco Bell, Pizza Hut, Starbucks и AT & T, не преминут воспользоваться примером Р.Махдесян, А.Арутюнян и А.Бакаляна. Отметим, что истцы требуют не только возмещения ущерба от грабежа на государственном уровне, но и причитающуюся им долю от полученной указанными компаниями прибыли. Интересно также, что база Инджирлик была построена после Второй Мировой войны, и ее территория, по логике указа Эрдогана, подлежит возврату законным хозяевам.
Нынешний шаг Турции – не является добровольным, ее вынудили принять такое решение. Однако он не просто половинчатый, он преступен по своей сути. В этом смысле невозможно согласиться со специализирующимся на правах меньшинств турецким адвокатом Кезбан Хатеми, считающей, что данный шаг Анкары «восстановит права национальных меньшинств». Армяне в Турции не являются и не являлись национальным меньшинством, мы – хозяева по меньшей мере четверти территории современной Турции. Не могу сказать, как поступят и что решат люди, у которых появилась надежда вернуть свою собственность; хотелось бы, чтобы они отказались от подачки.
Вместе с тем, мы обязаны усилить борьбу за признание Геноцида армян, восстановление исторической справедливости, мы должны вынудить Турцию вернуть армянскому народу все, что нам принадлежит по праву. Сегодня на передний фронт должна выйти Армянская Апостольская Церковь. Святой Эчмиадзин, в архивах которого есть все подтверждающие документы, должен предъявить права на тысячи армянских церквей вместе с принадлежащими им земельными угодьями. В этом требовании, можно не сомневаться, у Эчмиадзина, кроме многомиллионной паствы, естественно, найдется немало союзников. Неважно, если церковь разрушена, если на ее месте построено что-то другое. Земля, на которой стоял храм, как и принадлежащие церкви школы и угодья, навечно принадлежат нашей церкви, нашему народу.