Который раз уже клятвенно обещаю сам себе не писать о событиях в Грузии и не комментировать действия ее правительства и церкви, особенно в части, касающейся нас, потому что все это делается либо на уровне явного абсурда, либо неприкрытой враждебности по отношению к нам. Об истоках и причинах такого отношения и не только к нам, а ко всем, за исключением турок анатолийских и закавказских, написано и сказано достаточно много и многими, так что особенно и добавлять-то нечего, но все же...
Повторяя классиков, ситуацию в Грузии можно охарактеризовать двумя фразами: «праздник, который всегда с тобой» и «все это было бы смешно, если бы не было так грустно». Судите сами:
Во всех странах есть перечень лиц и организаций, пребывание или появление которых на их территории нежелательно. Это террористические или признанные таковыми организации и их члены; организации и лица, занимающиеся наркоторговлей, наркотрафиком, торговлей оружием (незаконной) и людьми; числящиеся в розыске по линии Интерпола или национальных правоохранительных органов; призывающие к свержению законной власти или отторжению части ее территории и совершающие практические действия для достижения этих целей и т.д.
Теперь, может ли кто-нибудь обьяснить, на каком основании запрещен вьезд в Грузию депутату парламента РА Шираку Торосяну? Он что, замечен в каком-либо из перечисленных действий? А если замечен, почему правительство Грузии не потребовало обьяснений у нашей страны, один из законодателей которой занимается противоправными действиями? Может, потому, что предьявить господам грузинам нечего? В самом деле, ни один здравомыслящий человек, при всей своей любви к гордым рыцарям Кавказа с большой Военно-грузинской дороги, не примет в качестве доказательства тот факт, что Ш. Торосян протестует против запрета на ввоз литературы на армянском языке – любой литературы! – в населенный армянами Джавахк. А также выступает против превращения края в грузинский магадан – место ссылки уголовников, которые при грузинской любви к криминалу скоро терроризируют весь край, а заодно и приграничные районы Армении?
Или чем заслужил немилость грузинских властей главный редактор Армянской энциклопедии О. Айвазян, которому тоже дали от ворот поворот, хотя ехал он на традиционный праздник на родину гусана Дживани, в армянское село Карцах, на свою Родину, между прочим, в Джавахк? Может быть, грузинские власти посчитали экстремистскими статьи и книги, выходящие в издательстве АЭ, в которых пишутся неугодные и не совпадающие с грузинской точкой зрения вещи, в том числе и по спорным вопросам, которые каждая из сторон может трактовать по-своему – на то и наука, на то и дискуссия, полемика.
Или И. Мурадян, аналитические статьи которого освещают происходящее в Грузии не под тем углом, который ее правительству желателен.
Нормальные страны с нормальным правительством, которым нечего скрывать, наоборот, пригласили бы «оппонентов-пессимистов», показали бы им действительное положение в стране, доказав, что оппоненты неправы и подход у них предвзято-тенденциозный.
Но нет... Очевидно, что и Ш. Торосян, и О. Айвазян, и И. Мурадян, и остальные граждане не из одной только Армении, правы в своих выступлениях, если Грузия их боится. Позиция, когда в ответ на критику следует унтерпришибеевское «Держать и не пущать» и «Р-разойдись! Больше трех не собираться», характерна для стран, в которых демократия и не ночевала. И здесь проявляется действительная солидарность с другим «светочем разума и маяком демократии на Востоке» – соседом Грузии Азербайджаном, который тоже с ума сходит, но по-своему. Там не впускают лиц, которые до этого побывали в соседней стране – Республике Арцах. Справедливости ради надо сказать, что так же относится и Грузия к посетителям соседних Абхазии и Осетии.
Эти два государства – Грузия с Азербайджаном – со дня своего основания давно и крепко дружат против Армении, настолько крепко, что Грузия в открытую лезет в постель к Азербайджану, а тот только презрительно-брезгливо морщит нос: даже туркам претит такое ее навязчивое поведение. Грузия отказывается в пользу Азербайджана от пещерного монастырского комплекса раннего средневековья Давид Гареджи, который неоднократно обьявляла жемчужиной своего искусства, алмазом, без которого грузинская корона – ржавая жесть.
Одновременно Тбилиси требует у Армении расположенные в Армении же армянские монастырские комплексы Санаин, Кобайр и еще несколько других, в то же время отказывая нам в возвращении наших храмов, расположенных на сегодняшней ее территории, хотя храм не чемодан, его не перенесешь. Будь он армянским или буддийским, он так и так будет пребывать на территории Грузии. Но зачем строить свое, когда можно присвоить чужое? Что это – ненависть, зашкаливающая за здравый смысл, абсурд, ставший государственной политикой?
Грузия с сердечными друзьями Турцией и Азербайджаном, единственные государства в Совете Европы, в которых национальная непримиримость, сегрегация и фашизм являются официальной государственной политикой. Только у них отказывают в праве на жизнь национальным меньшинствам; только у них о человеке судят не по делам его, а по его национальности; только у них всех сколько-нибудь заметных деятелей науки, политики, культуры и искусства зачисляют в титульную нацию, отказывая им в праве не быть турком или грузином.
Мы, армяне, гордимся по праву генералом М. Силикяном, победителем турок в судьбоносной сардарапатской битве, а ведь он был не армянин, а удин – представитель одного из народов кавказской Албании. Об этом знают все – и тем больше оснований гордиться им как у нас, армян, так и у удин. Русские императоры Романовы практически были немцами... И что же, они были плохими русскими, не радели за Россию? Русские не стыдятся, а гордятся Барклаем де Толли, тем же Багратионом, М. Лорис-Меликовым... и никто не думает отказывать им в праве быть не русскими.
Говорят, когда один из генералов-армян, героев Отечественной войны 1812 г., перешел в православие, император России сказал: «Был у меня генерал-армянин, храбрейший из храбрых, и я им гордился, а русских генералов-храбрецов у меня и без него достаточно». Почему же в Грузии, чтобы сделать карьеру, получить должность, наконец, просто право и возможность жить без нервотрепки, армянину надо менять фамилию, записываться в грузины? Почему в Грузии отказывают в праве не быть грузином? Почему этот расизм процветает и почему Грузия, а равно и Азербайджан ходят в любимчиках у «демократического» Запада?
Вопрос, в общем-то, риторический: Саакашвили с Алиевым, конечно же, сукины сыны, но это их сукины сыны; у одного нефть, у другого – транзит этой нефти, а Запад ради исключения повторения холодомора и не такое проглотит.
Да, внутренние дела Грузии и Азербайджана – не наше дело, хотя за куда более невинные шалости Запад организовывал и организует и бомбежки, и перевороты, и цветные революции. Но не наше, пока нас не задевают и нас не касаются. Пока Саакашвили и Алиев кидаются на тех, на кого им указывают – они будут в фаворе. Завтра, когда нужда в них отпадет, их спишут так же буднично и между делом, как списали уже не одного диктатора и «светоча демократии», в одночасье оказавшегося – вот незадача! – тоже таким же диктатором.
Грузия почему-то абсолютно уверена, что может издеваться над нами как хочет – мы не ответим. Пока не отвечаем, и это очень плохо. Грузия в Джавахке сейчас проводит ту же политику, из-за которой восстал Арцах. Грузия уверена, что мы смолчим из боязни оказаться в блокаде. А чем отличается сегодня транспортная неблокада Грузии от транспортной блокады Турции – тем, что номинально граница с Грузией у нас открыта, а с Турцией – нет? Как открыта эта граница – мы уже видим. В 1921 г. Азербайджан угрожал нам, что не даст керосину, если мы не откажемся от Арцаха. Грузия требовала каждый второй патрон и каждую вторую винтовку, чтобы пропустить в Армению эшелоны с оружием.
Чем отличается нынешняя ситуация? И если нож дойдет до кости, и армяне Джавахка, наплевав на все, поднимутся в защиту своего физического существования на своей Родине – что тогда будут делать грузины? Воевать? Как они умеют это делать, мы видели неоднократно. Кинутся к Западу плакать – теперь нас плохие армяне обидели?
Батонебо, пейте свое хванчкари, которое вы делаете из закупленного у нас винограда и пойте в три голоса «Мравалжамиер». Делайте то, что умеете делать. Мы не заинтересованы в распаде Грузии – зачем же вы в этом заинтересованы? Может потому, что обьявили себя другом турок и нашим врагом, а это выгодно туркам, так как, возможно, продлит их агонию? Да, умом не понять не одну только Россию – Грузия в этом ее явно перещеголяла.
Последний шедевр грузинского законотворчества: отныне вьезд в Грузию автомашин старше 15 лет и водителей старше 65 лет запрещен. Почему – не знают, вероятно, и сами инициаторы, хотя, конечно, будут говорить об экологии.
На разумное разума не хватает, а отличиться – треба! Не знаю, проводила ли гуманнейшая и лучшая в мире грузинская полиция исследование на тему, какое количество от общего числа колесящих по дорогам Грузии машин и водителей составляют две означенные категории и какой процент ДТП с их участием от общего числа, и сколько таких машин и водителей в самой Грузии? Им что, тоже запретят? Почему? Чем обьясняется такое явное нарушение прав человека? Какое обоснование запрета, кроме того, что это на какое-то время приведет к снижению посещения армянами Грузии, в которой мы оставляем деньги. Как на это отреагируют сердечные друзья турки? Или для них сделают негласное послабление?
Персона нон грата (лат. persona non grata— «нежелательная персона», «нежелательное лицо») — дипломатический термин. Согласно статье 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 год), принимающее государство может «в любое время и без необходимости объяснения причины» объявить любого члена дипломатического корпуса «персоной нон грата», даже до того, как этот человек прибыл в страну. Обычно лицо, объявленное «персоной нон грата», должно покинуть страну, в противном случае государство «может отказаться признавать это лицо членом дипломатической миссии».
Народная дипломатия официальной не является. Тем не менее,прошу огласить весь список персон нон грата и письменно обьяснить, почему им отказано во въезде. Последнее, кстати, предписывает Закон Грузии «О правовом положении иностранных граждан (принят в 2005 г. при президенте М. Саакашвили), ст.14, п.2. О. Айвазяну, равно как до него Ш. Торосяну, сколько он ни пытался, вразумительного ответа ни в какой грузинской инстанции, начиная от посольства и кончая МИД, получить не удалось. Тайна сия велика есть, очевидно, по причине очевидного беззакония.
Раздан МАДОЯН