АРМИНФОЦЕНТР: Публикуем интервью главы парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении Галуста Саакяна, данную корреспонденту агентства Armenia Today. Нане Ваграмян Как Вы в целом оцениваете развернувшуюся в социальных сетях кампанию против Католикоса Всех Армян Гарегина II и архиепископов ААЦ? Я считаю все это неприемлемыми общественными проявлениями. Наше общество должно руководствоваться определенными принципами. Тихо-тихо вера в Армении возрождается, и обливать грязью Католикоса и Церковь, я считаю недопустимым. Необходимо держать церковь вдалеке от мирских сует и подобного рода обсуждений. Сейчас такое время – люди представляют все и смотрят на все сквозь призму отрицательных эмоций. Даже Теряна и Чаренца определенные маленькие группы сегодня пытаются представить в черном свете. То есть в нашем обществе есть люди подобной категории. И именно они пытаются нанести удар по церкви. При этом, подобного рода нападки на церковь активизировались именно в тот период, когда руководитель митингов Левон Тер-Петросян (лидер АНК, первый президент Армении – ред.), который организовал бойню 1 марта, не принял Католикоса, пытавшегося сгладить ситуацию. Во всей истории Армении это был первый подобный случай, никогда ранее подобного не отмечалось. То есть наша проблема – в категории людей, и именно эту проблему необходимо решить. Критиковать церковь, когда в нашем обществе есть столько основ для критики, по крайней мере, для меня неприемлемо.
Несмотря на то, что Вы считаете и неприемлемой критику в адрес духовных лиц, тем не менее, Вы лично довольны деятельностью Католикоса и архиепископов? Как гражданин Армении и член паствы ААЦ, вы лично довольны их деятельностью? Чем выше будет уровень общественного потребления, тем они будут активнее. То есть мы считаем, что духовные лица должны делать одно, второе, тереть, и постоянно задаемся вопросом - мы довольны или нет. Это неправильный подход. Деятельность церковных служителей соразмерна обществу, точнее тому насколько это общество тянется к церкви.
В последнее время выступал известный армянский специалист по памятникам Самвел Карапетян, который справедливо заметил, что религиозные секты в Армении не ждут, когда к ним придут, они работают над тем, чтобы завлечь людей, призвав ААЦ повернуться лицом к народу. Вы не согласны с подобной позицией? Точки зрения могут быть разными. Безусловно, Церковь также должна быть инициативной. Но критиковать Церковь и представлять проблемы в отрыве от общественных проявлений, я считаю неприемлемым и опасным для нашей нации. Самвел Карапетян – серьезный научный деятель, представитель интеллигенции, он многое сделал для нашей нации. Я уверен, что все, что он говорит, он говорит искренне.
То есть его критику Вы принимаете? Нет, критику не принимаю. Просто хочу сказать, что его заявления искренни, он делает заявления на основании собственной точки зрения, а не из-за того, что примкнул к тем или иным течениям. Однако, сам того не осознавая, он позволяет пользоваться своим авторитетом всякой мелочи, которая пытается отомстить, немного политизировать вопрос, стать более значимой за счет этого. В этом проблема.
Можно ли из сказанного Вами сделать вывод, что Вы, также как и Католикос, считаете всю эту кампанию – заказом? Я считаю, что есть люди, которые этим процессом пользуются. То есть тут на лицо наличие потребителей этих процессов, а не заказчиков. В целом тенденции есть, это не заказ. В конечном итоге, мы пришли к независимости будучи атеистическим обществом. Атеисты все еще в Армении есть. Есть люди, которые 70 лет были атеистами, их сыновья также углубились в это течение, по пути многое потеряли, как же они могут не воспользоваться ситуацией?
Вы сами не замечали, что многие наши священнослужители позволяют себе элементы роскоши, к примеру, роскошные автомобили и... В Церкви должна быть роскошь, при этом в любых исторических ситуациях. Роскошь - божья благодать. Почему церковь не должна иметь автомобили? То есть мы мыслим прошлыми стереотипами, считая, что бедность – это святое. Я считаю, что бедные – опасны для государства. Мы должны бороться не за то, чтобы не было богатых, а за то, чтобы не было бедных. Бедность – самая опасная для общества болезнь.
А Вы не находите, что наличие атрибутов роскоши у священнослужителей, несколько противоречат канонам ААЦ? Нет, не противоречит вообще. Сейчас просто наше общество направляют по тому пути, что кто богат, тот аморален. Нет понимания, что если не будет таких людей, общество не сможет существовать. Кто будет создавать рабочие места, как будет развиваться экономика? Чем богаче Церковь, тем она мощнее, и это также касается священнослужителей. Ведь мощность и сила государства также зависит от уровня обеспеченности граждан. То есть мы должны не только жалеть неимущих, но и восхвалять тех, кто сумел что-то создать. Для нас опасность представляют не богатые, а бедные. Необходимо ликвидировать бедность.Спасибо за интервьюБеседу вела Нана Ваграмян
|