«Армянские
многопрофильные изделия из дерева»
К деревьям, в Армении, со стародавних времён, относились бережно и с уважением, стараясь увеличивать их численность. Например, армянский царь Валаршак, живший во II веке до н. э., сначала провел ряд мер по оздоровлению своих отдалённых угодий -- болотистых местностей Тайка и Кога. А по окончании сложных (даже по нашим меркам) мелиоративных работ, приказал заложить там леса, травяные, лекарственные, «культурники»-огороды и плодово-ягодные лечебные сады. На государственном уровне, Валаршак проявлял интерес и заботу о лесах, за них отвечал царский лесничий. А об «великолепных цивилизованных лекарственных садах».
Некоторое время спустя, другой армянский владыка увеличивал зелёные насаждения своей страны. Деятельный и предприимчивый армянский царь Хосров Котак (династия Аршакуни) в 30-х годах IV века к юго-востоку от Эрибуни (Еревана) сначала «построил многострадальный город Двин». (1) Сохранилась в народе древнейшее предание, о том, что в окрестностях города царь насадил огромный лес для развлечений царской семьи и для других нужд. Для охоты выпустил в него диких животных. Сейчас это территория Гарнийского Государственного заповедника.
Из древесины ценных и плодовых деревьев, в Армении, с глубокой древности, изготавливались речные и морские суда, разнообразные предметы быта и музыкальные инструменты. Для этого использовалось сырьё многих деревьев -- абрикоса, груши, вишни, рябины, персика. А также пользовалась популярностью древесина акации, многолетнего бука дуба, граба (и грабинника), ильма, ясеня, клёна, сосны, ели и т.д.. Арабский источник Ибн-Ал-Факих (Х в.) сообщает, что из Армении вывозят строительный лесной материал. В частности он указывает об «изобилии орехового дерева, из которого выделываются удивительные вещицы». (2) Фасадные поверхности уже готовых изделий (дверцы, ящички, панели и пр.), армянские мастера украшали чеканными сетчатыми накладками, оригинальными инкрустациями типа маркетри и т.д.. Материал для этого вида отделки и других видов, был самый разнообразный. Драгоценные и п/драгоценные камни, кость, перламутр (ракушечник), сухие крупные семена растений, поперечные срезы крупных орехов, капы и пр..
Ещё в период раннего средневековья в развитых крупных армянских городах был весьма высокий уровень производства мебели и сопутствующих ремёсел. (3) Для украшения мебели производилась специальная фурнитура (медь, серебро и т.д.). Причём, уже тогда создавались отливные клише-формы для многоразовой отливки всевозможной фурнитуры. Налицо был виден переход к индустриализации. Об этом говорит нахождение формованной ручки, найденной в 1906 году академиком И. Орбели на раскопках в городище Ани. (4)
Сами изделия поражали воображение тонкостью и креативностью работы. Например, для посещения общественных бань («терм»-древ.греч.) вырезались специальные деревянные шлёпанцы. Данные изделия украшали, по бокам, резными узорами или весёлой росписью. Пользовались спросом у хозяек колодки для вязания носков и чулков, а также формы для выпекания кондитерских изделий, посуда. Крестьяне заказывали обереги от сглаза для домашнего скота («дгдган»-древ.арм.) и гребни, грубые для животных и изящные для людей. С принятием христианства, на обереги и гребни стали наносить христианские символы -- изображение крестов или рыбы. Изготавливали мастера и всевозможные деревянные игрушки.
Армянские резчики по дереву владели приёмами т.н. «ковёрной резьбы» (непрерывный растительный орнамент, а также многоплановые сюжетные изображения). Тончайший ажурный орнамент покрывал сплошным ковром многие внутренние интерьеры помещений. Орнаментальной ковровой резьбой были искусно украшены потолки, пилястры, балки, подоконники, балконы, встроенные ниши («пату(h)ан»-древ.арм.), капители, колонны не только церквей, дворцов, усыпальниц. В частных жилищах состоятельных анийцев подобный стиль был в большой моде. Даже в бедных домах, с земляным полом (и в катакомбных «квартирах»), присутствовала резьба по дереву в стенных нишах, на сундуках, наличниках и т.д..
Эти художественно-производственные приёмы применялись и при изготовлении разнообразной национальной мебели. Армянская национальная мебель была не только оригинальна, но и многофункциональна. Шкафы для книг имели потайные потолок и днище, а также ящичек для письменных принадлежностей. Шкафы для одежды изготовлялись с резными дверцами и выдвигающимися нижними ящиками. Кровати тоже имели под днищем выдвижные ящики для одеял, подушек и перин, а с торцев встраивались дополнительные шкафчики для хранения мелочей. Профессор, историк А.Тер-Саркисян, в своём труде по истории Армении широко осветила данную тему и привела некоторые эскизы из богатого многообразия национальной старинной армянской мебели.
Одних только столов насчитывалось множество видов: столы высокие праздничные, столы с низким двойным дном (прототипы «журнальных» столиков), походные купеческие столы-складни («хадж се(r)ан»-древ.арм.), игровые столики для нард или шахмат. Кроме того, каждая, уважающая себя, армянская хозяйка считала своим долгом заказать столяру «хлебный стол» («(h)ац» се(r)ан»-древ. арм.). Эти столы использовались в хозяйстве только для хлебных изделий -- раскатки лаваша, матнакаша, лапши-тарханы.
Также, функцию шкафов выполняли разные резные сундуки (для «девичьего приданного» и для книг). А кроме обычных лавок и стульев, были в ходу функциональные скамьи-лари, украшенные резьбой. Самые искусные мастера делали роскошные троны для разных властителей. Один такой трон благополучно сохранился и находится в Оружейной палате Московского Кремля. Армянские купцы Закар Саград (Шариманян) и Григор Лусиков в 1660 году привезли из Исфахана (Иран) в дар царю Алексею Михайловичу уникальный, трон, изготовленный гениальными армянскими мастерами. Это поистине произведение искусства. Тонкая работа многих умельцев – столяров, ювелиров, инкрустаторов, чеканщиков, вышивальщиков по золоту и жемчугу, завораживает глаз.
Трон был изготовлен из ценнейших пород древесины, оббит черным бархатом, золотой басмой, пурпурным шёлком. По басме пущены чеканные золотые накладки, украшенные драгоценными камнями. Чёрный бархат на спинке заткан золотом и жемчугами в виде фигур двух Гениев. Одной рукой Гении держат трубу, а другой рукой поддерживают корону. Она, сплошь, усыпана драгоценными камнями -- алмазами, яхонтами, аметистами, сапфирами, топазами, бирюзой, жемчугом, золотом и серебром. Груди Гениев украшали яхонты и жемчуга, а между ними была помещена надпись. На ней выткано крупным жемчугом: «Могущественнейшему и непобедимейшему Московии императору Алексию, на земле благополучно царствующему, сей трон великим искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659».
У состоятельных армянских модниц были в чести т.н. дамские туалетные столики с зеркалами и обилием ящичков, приспособленных для хранения разнообразных ювелирных украшений (прообраз секретеров). Дело в том, что по бытующим тогда астрологическим понятиям, каждый драгоценный и полудрагоценный камень имел свою энергию и свою планиду и, соответственно, нуждался в отдельном ящичке. А если в ювелирном изделии присутствовали разные камни, то проводился обряд перемирия между ними.
Смешивать же разные украшения с камнями между собой считалось дурным предзнаменованием. Учёный прошлого века К.Патканян в своей книге «Драгоценные камни. Их названия и свойства по понятиям армян в ХVII веке», писал, что «…симпатические и враждебные свойства драгоценных камней играли в средние века важную роль в жизни всех народов, да и в настоящее время живёт масса людей, верящих в эти свойства». Несмотря на усилия церкви по борьбе с астрологией и прочей бесовщиной, «сии книги по этой скользкой теме» пользовались спросом, а спрос, как известно, рождает предложение.
В Государственном Историческом Музее Армении следует обратить внимание ещё на одну уникальную вещицу. Это, похожее на многофункциональное мини-бюро, настоящее произведение столярного искусства -- весьма продуманный «деловой ларец ювелира». Этот своеобразный, старинный профессиональный несессер был походной лавкой мастера-ювелира. Он состоял из десятков маленьких отделений, где мастер держал готовые золотые украшения, а также, драгоценные камни, профессиональный инструментарий и т.д.. Неотъемлимой частью чудесной «походной лавки» были миниатюрные весы с разновесами.
Отдельно следует сказать об изготовлении специальных храмовых дверей. С принятием христианства (301 г.) в Армении сложилась красивая традиция изготовления деревянных дверей для соборов, церквей и часовен. Такие двери, мастера производили из ценных пород деревьев, украшали их сложной резьбой и богатой инкрустацией (слоновая кость, драгоценные камни, благородные металлы). Перед началом святых работ мастера получали благословение священника. Византийские базилевсы заказывали армянским умельцам двери для кафедрального собора Константинополя. Донские армяне сохранили предание о чудесных дверях Кафедрального собора Ани. Оно гласит, что после падения Ани, воцерковлённые и богобоязненные армянские беженцы, рискуя жизнью, спасли не собственное имущество, а храмовые двери (всего их было 3 пары). Одна пара дверей попала вместе с ними в Крым. А после переселения армян на Дон, эти двери привезли в Нор-Нахичеван. Вместе с другими безценными церковными анийскими сокровищами, двери до сих пор находятся в подземельях Сурб-Хача. Найдут их, по легенде, только тогда, когда потомки анийцев восстановят наклонённые храмы и массово вернутся «в лоно церкви».
Хотя, в настоящее время данная мебель тоже весьма актуальна и популярна (производителям мебели на заметку!), т.к. наблюдается стойкий интерес ко всяким натуральным штучкам ручной работы в стиле «этно». Ведь никакой, даже самый супермодный ламинат, металл и техно не сравнится с естественной красотой натурального дерева, особенно, если на этом изделии «лежит благородная печать времени» или оно является товаром штучным.
Но, хвала Господу, древние армянские художественно-ремесленные традиции не умерли. Некоторые виды такой исторической национальной мебели армянские умельцы до сих пор еще производят в сёлах Армении. Например, большое армянское село Воске-ас(h) насчитывающее почти 1 500 домов, входит в их число. Среди жителей этого села, в семье Тигранянов сохранилась уникальная дубовая мебель (многосекционный буфет, платяной шкаф с потайным сейфом и даже деревянный чемодан). Эту мебель в конце 1960-х годов создал глава семейства – ныне покойный Вазген Тигранян. Мастер также делал люльки, разнообразные столы, стулья, резные двери и всевозможные рамы. Сохранилась подобная мебель других мастеров и у многих других жителей села (старинный комод со спальным местом сверху, и пр.).
Следует добавить, что при помощи Франции, после случившегося землетрясения, был открыт Детский Благотворительный Центр «Семья» (Онданик»-древ.арм.). Он функционирует уже 22 года. Руководители Центра трепетно относятся к древним армянским художественным традициям и ремёслам. Опытные педагоги передают безценный опыт молодому поколению, а народные мастера ведут мастер-классы по своему ремеслу. Детей обучают ювелирному делу по серебру, национальной «ковровой резьбе» по дереву, приёмам старинного армянского ковроткачества и сложной разноплановой национальной вышивки. Великолепные работы юных воспитанников на благотворительных выставках покупают посетители. Вырученные средства идут на благотворительные цели и на дальнейшее развитие Центра. Было бы здорово ещё вернуть к жизни и старинные традиции производства национальных кожаных изделий с художественным тиснением. А также и других изделий из кожи – это кожаные украшения, ремни, сумки, чувалы, напольные подушки и особенно знаменитые, древние как мир, армянские чарохи!(ведь самая древняя в мире обувь найдена в Армении). (5)
Комментарии:
(1) Город Двин, построенный на одноимённом холме, был обитаем ещё в энеолитическую эпоху (III тыс. до н.э.). В 640 г. был захвачен арабами, сделавшими его центром одного из своих эмиратов. Арабский источник Ибн-Ал-Атир-Шайбуни писал, что в 889 г. Двин перенёс мощное землетрясение (погибло под развалинами 150 000 тыс. чел.). В ХI в. разорён турками-сельджуками, в 1161 г. освобождён грузинским царём Георгием. В 1236 г. окончательно разрушен монголами, население вырезано, мастера вывезены в Монголию. Чалоян В. «Армянский ренессанс», АН СССР, 1963, с.170. Дульян А., Асланян А. «Знакомьтесь, Армения», Ерев., «Айстан», 1972, с.129-130. Манандян Я. «О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времён», Ерев., 1954, с.222.
(2) «Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане». Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа, вып. ХХIХ1901,с.39.
(3) Существовали разнообразные ремесленные производства, объединённые в профильные деловые сообщества («амкарства»-древ.арм.) со старшинами во главе. Каждый цех, входивший в такое амкарство, имел свой устав и своё профессиональное знамя. Чалоян В. «Армянский ренессанс», АН СССР, 1963, с.23-24.
(4) Производилась мебельная и прочая разнообразная фурнитура посредством многократного литья. По свидетельствам арабского автора Ибн-Ал-Факиха (Х в.), «в Армении находятся рудники ртути, медного купороса, меди и серебро-свинец». А вещественные доказательства таковы по этому вопросу: при архео/раскопках в Ани среди множества предметов оружейного, ювелирного, гончарного, кузнечного, текстильного и другого производства … «были обнаружены остатки целой мастерской медных вещиц и украшений. Найдены остатки двух меделитейных мастерских в виде каменных тиглей различных форм со следами медного сплава». А в Эрмитаже есть другой памятник армянской материальной культуры – водолей в форме коровы-зебу, изготовленный ширванским царевичем Рузбэ в августе 1206г.. «История Агван», СПб., 1861, с.131. «Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане». Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа, вып. ХХIХ1901,с.39. Орбели И. «Развалины Ани», СПб., 1911,с.47,52.Он же, «Басни средневековой Армении», М., 1956, с.36-37.
(5) Международная архео/экспедиция (Армения, Ирландия -- Ун-т Корк, США) в Вайоц-Дзоре открыла множество культурных слоёв медно-каменного века со множеством хорошо сохранившихся находок (4 200-3 500 г.г. до н.э.). Далее, в «Пещере птиц» (село Арени, р-н Вайоц-Дзор) нашли отлично сохранившийся образец древней кожаной обуви. Радиоуглеродный анализ показал, что она сшита 5 637-5 387 лет назад! Этот ботиночек примерно 37 размера. Заботливый древний хозяин набил ботинок травой. По сообщению «Ассошейтед пресс», ирландский археолог Рон Пинхаси считает, что ботинок набили травой для того,чтобы он не потерял форму. Директор Института археологии и этнографии Павел Аветисян сказал: «Он по своей древности и степени своей сохранности является единственным в мире. На Евразийском континенте обувь такого возраста и такой степени сохранности практически не известна».htt://www.azatutyun.am/cotent/article/2067478.html
Источники:
Бабенчиков М. «Народное декоративное искусство Закавказья и его мастера»,с.56-80.
Дульян А., Асланян А. «Знакомьтесь, Армения», Ерев., «Айстан», 1972, с.21-26, 129-130.
Езецкая Н., Сопоницкий И., «История искусства народов СССР IV-XIII в.в.», т. II, с.95,172,430; т.IV,с.397; т.V,с.335.
«Декоративное искусство средневековой Армении», с. 28-37.
Орбели И. «Басни средневековой Армении», с. 36-37.
Патканян К. «Драгоценные камни. Их названия и свойства по понятиям армян в ХII веке».
Тяжлов B., Сопоницкий О. «Византия, Армения и Грузия, Болгария и Сербия, Древняя Русь, Украина и Белоруссия», с. 123-140.
Чалоян В. «Армянский ренессанс», АН СССР, М., 1963, с. 23-24,166-168.
Респонденты:
Гаянэ Джаникян (Россия),
Адыбек Сафарян (Украина),
Марлен Алексанян (Россия),
Мариам Урумян (Россия),
Евгений Чередниченко (Россия),
Овет Саркисов (Россия),
Юрген Коген (Россия),
Ростислав Якубов (Россия),
семья Тигранян: Аршак, Арменуи, Айкануш (Армения).
Наталья Соболь, историк-арменовед.
12.12.2012г.
Иллюстрации: