Обсуждение этой темы развеивает мифы "турецкой и мусульманской идентичности”, составляющих основу Турецкой Республики. Впрочем, и я не поверила, услышав впервые о ” скрытых армянах”.
Это было в начале 2000-х годов. Месроп II Мутафян, патриарх турецких армян рассказал о своих поездках по Анатолии. Он рассказал о своем визите в село "Cibinli около Урфы, где армяне бежали в 1915 году, бросив девочек, подростков 12 -14 лет». Месроп II Мутафян там побеседовал с одним человеком и многими внуками от принудительных браков этих девочек с турками.
Историк Ара Сарафян считает, что от 100000 до 200000 армянских женщин и детей избежали смерти или депортации в пустыне во время геноцида 1915 года. Некоторые были спрятаны "праведными” турками, другие похищены, усыновлены или выданы замуж. Говоря об этих армянах, турки использовали расплывчатую формулу: "Останки меча». Но в течение многих лет, турецкие и армянские историки не говорили ни слова об этих "крипто-армянах”.
"Еще 10-15 лет назад, это было своего рода табу,- подтверждает исследователь Манук Баред. Вопрос достоинства для армян,недоверие и презрение к новообращенным со стороны турок. С обеих сторон, никто не обращался к "неудобной” реальности ". "Мы знали, но не думали, что это было важно и, возможно, мы не хотели знать больше”, -признает французский философ Мишель Мариана армянского происхождения. Ибо для диаспоры, чье самосознание всегда было связано с христианством, очень болезненно признать существование армян-мусульман.
Вскоре после моего разговора с Месропа II Мутафяна, я увиделась с Грантом Динком,, который возглавлял двуязычную турецко-армянскую газету Агос, основанная пять лет назад, в 1996 году. Он был убит в 2007 году. Страница объявлений в этой газете имеет большой успех. Это дает надежду найти дальнего родственника, родного,которые все еще живут в Турции, чьи предки пережили геноцид.
Я объяснила мой проект Гранту Динку: поехать в Анатолию, чтобы найти и снять исламизированных армян. Он не был этим воодушевлен. Он сказал, что будет очень трудно найти этих "крипто-армян», которые абсолютно не хотят этого раскрывать. "Они никогда не согласятся говорить перед камерой, опасаясь репрессий”-предупредил он меня.
Он сам еще не осмелился опубликовать свое исследование о Сабихе Гекчен, приемной дочери Мустафы Кемаля, основателя Турецкой республики, армянке, которая потеряла своих родителей во время геноцида. Государственной тайной до сих пор являются возможные армянские христианские корни президента Турции Абдуллы Гюля, чья бабушка была тоже армянка.
Армяне, которые ходят в мечеть.
Конвертированный армянин ,- поясняет один из лучших знатоков турецкого национализма Etienne Copeaux,-рассматривается как предатель, именно этот эпитет прилипает к этим армянам.” Оскорбление "Ermeni долу” ("армянское семя”) широко распространено. "Учитывая, презрение, содержащееся в этом оскорблении, -говорит Etienne Copeaux, – признание, что значительная часть турецкого населения ведет свое происхождение от армян (конвертированных или нет) вызвало бы настоящий шок. Трудно признать эту истину ".
После многих отказов я, наконец, смогла сделать настоящий доклад в 2007 году. В первый раз исламизированная армянская семья открыто говорила на камеру. Как видно из этого видео, ничто не отличает эти «скрытых армян» от других жителей: те же мешковатые штаны, такой же платок на голове у женщин, даже продукты питания.
Они даже не говорят на армянском, лишь на турецком и особенно курдском. Они идут в мечеть, их дети учатся в школах Турецкой республики и их покойников хоронят на мусульманских кладбищах. Но их могилы иногда оскверняют, не говоря о зависти к семье неверных, более богатых, чем все остальные.
«Останки меча”
После этого заговорили и другие исламизированные армяне.В книге "Останки меча” французская журналистка Лоранс Риттер ведет расследование. Портреты и рассказы, которая она собрала, нарушили наконец молчание: основное правило выживания, в которое были замурованы армяне .Турки и армяне по-прежнему спорят по количестве жертв в 1915 году: 300,000 мертвых, говорят первые, более миллиона, говорят вторые. Должны ли мы считать оставшимися в живых предков этих крипто-армян? И если да, то где, в какой категории?
"”Мертвых, так как они нигде не записаны”,-предлагает турецкий социолог Айше Гюль Алтынай в послесловии книги "Маленькие дети” (Actes Sud, 2011). Это пропавшие без вести? Подкрепляет ли насильственная исламизация тезис геноцида? Или наоборот ослабляет? Или избежавшие? Чувствительные вопросы, которые объясняют, почему эти семейные тайны стали государственной тайной.
Другой вопрос: сколько турок -мусульман в 2012 году имеют армянское происхождение, иногда даже не зная о нем? В Турции, по крайней мере, 10 миллионов, по данным ряда историков, приведенных Баредом Маноком.
Один из сыновей "скрытой” армянской семьи , что я сняла в 2007 году, больше не живет в деревне, переехав в Стамбул. В анонимности большого города, он решил «реконвертироваться» в христианство.Что было бы невозможно, слишком рискованно для его семьи, оставшейся в селе в Анатолии.
"Число реконвертированных увеличивается”,- подтверждает Луиз Бакар, турецкий адвокат,армянка по происхождению, которая живет в Стамбуле. Она добвается того, чтобы эти армяне могли вернуть себе армянские имена, сохранить свой язык, свою религию и может быть могли в один великий день возродить свою идентичность.
Это армянские дети-сироты, одетые в военное обмундирование, которых учат обращаться с оружием. Догадайтесь, против кого…
Ariane Bonzon, http://www.slate.fr/story/53949/genocide-armeniens-caches-turquie
Перепечатано в "Юсисапайл"