АРМИНФОЦЕНТР: В египетских политических кругах никогда не скрывали озабоченности по поводу вероятности избрания Мурси на высший государственный пост. И вовсе запаниковали, когда после завершения второго тура голосования сам кандидат от «Братьев-мусульман» провозгласил свою победу на выборах.
Примеру тут же последовал его соперник, экс-премьер при режиме Мубарака Ахмед Шафик.
А коптскую общину Египта, составляющую десять процентов от численности всего населения страны, обуял ужас и ночные кошмары. Христиане убеждены в том, что консерваторы жестко ограничат их и без того куцую религиозную свободу, замкнут коптское братство границами. Что-то вроде резервации…
Тем не менее, представители Коптской ортодоксальной церкви Александрии, сохраняя хорошую мину при плохой игре, бодро заявили нашему изданию, что все ждут окончательных итогов голосования, и копты «с уважением отнесутся к избирательной урне и волеизъявлению народа».
Источник, пожелавший не называть своего имени, подчеркнул, что опасения и страхи коптов ничем не обоснованы, сославшись на то, что распущенный недавно египетский парламент, большинство мест в котором занимают исламисты, не выказывал никаких намерений ограничить свободу религиозных отправлений, свободу верований.
Представители Церкви заверили нас в том, что коптская община вплетена в структурную ткань египетского общества, пользуется всеми правами наравне с теми, кто исповедует ислам, и что ограничение этих прав по религиозным мотивам приведет к волнениям, социальной напряженности и гражданскому неповиновению.
Епископ Пахомий, духовный лидер коптов, временно исполняющий обязанности Папы, после кончины в марте этого года Папы Шенуды III, убежден в том, что многое зависит от того, удастся ли построить прогрессивное цивилизованное государство на основе активной гражданской позиции.
Но эти разговоры не успокоили коптскую общественность Египта, которая буквально пронизана страхом: «исламисты идут»… Перспективы пугающие, говорит Мина Самир, 27-летняя христианка. Я уже подумываю об эмиграции в случае, если Мурси, кандидат от «Братьев-мусульман», будет избран президентом страны. Я просто боюсь, призналась девушка. Инаугурация президента, выдвинутого «Братьями», будет означать суровое притеснение коптов, их бесправие. В любом случае, гражданского общества у нас не будет, как нет его нигде на Арабском Востоке.
Община достаточно настрадалась при режиме Хосни Мубарака, который пресекал все попытки строить коптские церкви и молельные дома. Активно включившись в события 25 января прошлого года, египетские христиане полагали, что вместе с мусульманами начнут движение к гражданскому, демократическому и многопартийному государству. Надежды перечеркнуты навязанным выбором между ставленником «Братьев-мусульман» Мурси и экс-премьером мубараковского режима, отставным генералом Шафиком.
Мэри Муниб, 21 год, журналистка, признается в том, что неоднозначно, с некоторым противоречием воспринимает эту пару: Мурси-Шафик. Да, ее настораживает тот факт, что президент получит широкие полномочия и даже сможет принимать единоличные решения относительно дискриминации национальностей. Но я ощущаю себя свободным человеком, сказала она, и никому не дано лишить меня права исповедовать веру, отправлять религиозные обряды. Я гражданка Египта, и я знаю свои права и обязанности.
Епископ Пассанити, Епископ Хелуана и Маасары, член Священного Синода Ортодоксальной Церкви, еще до начала избирательной кампании в одном из интервью выразил надежду на то, что президент, кто бы им ни стал, будучи человеком порядочным, в это мы верим, сдержит предвыборные обещания. И коль скоро он избран главой государства, то обязан всегда помнить, что христиане обладают равными с мусульманами правами и обязанностями. Тогда мы будем уважать его и примем исламское правление, если оно создаст общество равных для всех египтян гражданских прав.
После отречения Хосни Мубарака Египет сотрясала этническая междоусобица. Мусульмане-салафисты штурмовали коптские церкви в Каире, устраивали поджоги. Не обошлось без жертв, один человек погиб, десятки ранены…
Волна насилия прокатилась по всей стране. Коптские выступления подавлялись с особой жестокостью армией и службами госбезопасности.
Эксперты не исключают опасений и исламистов, которым копты представляются серьезной протестной силой, за ними цивилизация более древняя, чем все нынешние…
Эти события всегда будут напоминать о том, что в постреволюционном Египте нет ни мира, ни согласия между этническими диаспорами и конфессиями и исламом.
Прежний режим давно уже сметен. Но кто-то постоянно подливает масла в огонь межрелигиозного противостояния. Нагнетает атмосферу страха и злобы в стране.
Рыдван ас-Сейид ("Asharq Alawsat", Великобритания)
Перепечатано в Armenia Today