АРМИНФОЦЕНТР: В дохристианские времена эта местность служила центром поклонения языческим богам. Поначалу здесь находился урартский храм с жертвенником, куда на своей колеснице приезжал иногда из недавно построенной крепости Тейшебаини царь Руса II, правивший страной в VII веке до н.э. Затем на этом месте, еще до правления династии армянских царей Арташесидов, возник храм Тира-Аполлона, простоявший, как таковой, несколько столетий.
И именно здесь в 301 году состоялась встреча внезапно обезумевшего царя Трдата III с Григором Лусаворичем, вызволенным из глубокого узилища Хор Вирапа через 15 лет заточения и привезенным сюда по царскому приказу. И именно на этом месте произошло его мгновенное исцеление. После этого храм был реконструирован в место для христианского богослужения, а затем заменен базиликой IV века, которая в свою очередь была заменена в V—VI вв. однонефной базиликой, основание которой сохранилось до сих пор.
Звартноц — величественный храм вечно бдящих небесных сил, был построен при Католикосе Нерсесе III Строителе, привлекшем для создания храма мастеров из находящейся неподалеку и славившейся своей красотой древней армянской столицы Двина. Это были неспокойные для Армении годы, когда в страну вторглись арабские завоеватели, захватив в 640 году столицу и грозя покорить всю страну. И все же храм начал строиться. За год до этого сюда был перенесен престол Армянской церкви и примерно в 643 году Католикос заказал строительство кафедрального собора, который возводился по нынешним меркам в течение долгих девяти лет.
Место для его строительства было выбрано Католикосом Нерсесом III не случайно — возведенная на месте самого значимого языческого святилища дохристианской Армении, вкупе с чудом исцеления армянского царя, новая церковь должна была символизировать полную победу христианства и простоять тысячу лет — до «второго пришествия Христа». А может быть, по задумке армянского Католикоса, вдохновленного интерпретацией Апокалипсиса, согласно которому второе пришествие Сына Божьего должно было произойти во время объединения семи главных христианских церквей, Звартноц строился именно как «седьмое знамение седьмого дня явления Христа».
Основание Звартноца занимает окружность диаметром 35,75 м. Композиция церкви снаружи трехэтажная с постепенно убывающим диаметром центральнокупольной структуры. Стена первого этажа имела 32 грани, вторая – 16, а третья – 8. По одной из версий, храм был построен на один метр выше запланированного с учетом усадки всей конструкции в течение последующего времени. Для получения более плотной кладки и придания конструкции более легкого веса в известковый раствор добавлялся обожженный обсидиан, который становился от этого легче. Подобный известковый раствор давал возможность строить более высокие здания.
Храм стал одним из самых высоких сооружений того времени, достигая в высоту 45—49 метров. Вместо крестово-купольной или однокупольной церкви базиличного типа — направления, принятого в то время в архитектуре, Звартноц строился в новом стиле, при котором центральный купол опирался на углы и апсиды, формируя единый круг. Благодаря своим впечатляющим размерам, уникальной и роскошной конструкции храм стал настоящим архитектурным чудом, и, как свидетельствуют летописцы, в 652 году византийский император Константин II, присутствовавший при освящении храма, был настолько поражен его великолепием, что, уезжая, забрал с собой архитектора храма с намерением построить нечто подобное в Константино поле.
Название «Звартноц», которое получил храм, армянские летописцы приписывают видению Григора Лусаворича. Переводится оно по-разному — как «бдящие силы» или «храм ангелов». Возможно, именно с этим связывали и то, что церковь должна была простоять целое тысячелетие до «второго пришествия Христа», словно призывая к непрестанному бдению во избежание участи десяти невест из евангельской притчи, отлучившихся за маслом для лампад и потерявших из-за этого возможность попасть в Царствие небесное. В любом случае, столько времени храм не простоял. Звартноц обратился в руины через 320 лет после своего сооружения, и ни в одном из исторических источников не упомянута причина его разрушения. Самая распространенная версия — это землетрясение, произошедшее в 930 году. Есть и иная версия, согласно которой во времена арабского владычества ими из несущих стен были изъяты основные опорные камни, что ослабило всю конструкцию, и она в конце концов рухнула под собственной тяжестью. Отличительной особенностью Звартноца было богатое архитектурно-художественное оформление внутри самого храма, включающее фрески, различные архитектурные формы и лики святых на стене алтаря, тончайшую декоративную резьбу по камню на аркадах, капителях и несущих стенах, а также барельефные изображения всех тридцати двух мастеров — строителей Звартноца. Все это, превратившееся в развалины, многие века было скрыто под толстым слоем земли, пока в 1893 году один молодой монах не предпринял первую, но безуспешную попытку провести раскопки. Во время следующих изысканий, организованных уже в 1900—1904 годах монахом Хачатуром Дадьяном, была обнаружена клинопись царя Руса II и расчищена внутренняя территория комплекса.
С заключениями армянского архитектора согласился в 1908 году и известный историк Николай Марр, имея на это достаточное основание. Во время раскопок в Ани в распоряжении экспедиции оказалась каменная статуя царя Гагика Багратуни с миниатюрной моделью Храма Бдящих Сил в руках. Письменным свидетельством, подтверждающим эту версию, можно считать сообщение армянского историка начала XI века Асохика, который писал: «В конце тысячелетия воскрешения Господа Нашего во время коронации царя Базила, когда армянский царь Гагик проникся идеей возведения храма в Ани по тому же размеру и плану и подобно великолепному храму, посвященному Св. Григору Вагаршапатскому (Лусаворичу. Ред.), и который к тому времени был уже разрушен».
В 1904 году возглавить археологическую экспедицию приглашают архитектора Тороса Тораманяна, и благодаря его усилиям руины уникального памятника армянской архитектуры оказываются спасены от дальнейшего разрушения. В 1905 году он опубликовал результаты своих археологических исследований и создал план реконструкции храма. Правда, позже, когда в результате новых археологических изысканий были обнаружены дополнительные артефакты, возникли и другие версии, которые отличались от тораманяновской, но именно его точку зрения общепринято считать самой правильной. Попыток восстановить Звартноц не было. В 2000 году храм наряду с Кафедральным собором Св. Эчмиадзина, церквями Св.Рипсиме и Св.Гаяне был объявлен всемирным историко-культурным наследием ЮНЕСКО. Сегодня на месте Храма «Бдящих Сил» действуют археологический заповедник и музей, где представлены модели различных вариантов реконструкции храма, скульптурные фрагменты и древняя плита с краткой надписью на греческом: «Построил Нарсес. Помяните». Михаил Балаян, «Собеседник Армении» Перепечатано в "Юсисапайл"
|