АРМИНФОЦЕНТР: В последнее время несколько стран нашли удобный способ размахивать вопросом о признании Геноцида армян перед своими противниками. Получив политическую выгоду, они предают этот вопрос забвению до следующего благоприятного периода. Об этом говорится в статье Эдмонда Азадяна, опубликованной в «The Armenian Mirror-Spectator».
Наступило время года, когда армяне диаспоры, особенно в США и Европе, предпринимают шаги, активизируют лоббистскую деятельность, повышают ожидания, а 24 апреля страдают от разочаровывающих результатов своих трудов и политической активности.
В последнее время несколько стран нашли удобный способ размахивать вопросом о признании Геноцида армян перед своими противниками. Получив политическую выгоду, они предают этот вопрос забвению до следующего благоприятного периода.
США в числе этих стран, Израиль тоже. На протяжении многих лет израильское правительство категорически отрицало, что массовые убийства армян были геноцидом. Это позорное заявление сделал тогдашний президент Шимон Перес во время поездки в Анкару, когда отношения между Израилем и Турцией были прочными, как скала. Однако в последнее время израильский Кнессет провел слушания о признании Геноцида армян в ответ на воинственность Турции против этой страны. Кроме того, Американо-израильский комитет по общественным делам (AIPAC) в США и другие лоббистские группы, которые идут в ногу с израильским правительством, публично заявили, что они прекратят свою кампанию против признания Геноцида армян Конгрессом США.
Если отношения с Турцией напряженные, голоса мудрости в Вашингтоне и Тель-Авиве говорят: «Мы не хотим еще больше усугублять отношения с Турцией». А когда отношения дружелюбные, есть все основания «не ставить под угрозу наши отношения с надежным союзником». Таким образом, эта непрерывная мантра всегда порождает оправдания, что «сейчас не подходящее время, чтобы признать Геноцид армян». Можно только гадать, когда придет это неуловимое «подходящее время» для признания Геноцида армян.
Никто не возлагал слишком больших надежд на президента Джорджа Буша, когда дело доходило до вопроса о правах человека, однако Билл Клинтон и Барак Обама приобрели огромную политическую выгоду, озвучив моралистические вопросы,– вот только с треском провалились. Запоздалое извинение Билла Клинтона в Кигали перед руандийцами за бездействие во время геноцида в этой стране, высказанное спустя десять лет после его пребывания в Белом доме, кажется пустым, неискренним и оскорбительным.
В случае с армянами Билл Клинтон демонстрировал такую же нечувствительность, приказав республиканскому спикеру Палаты представителей Деннису Хастерту не доводить резолюцию до обсуждения в Палате, понимая, что было достаточно голосов для ее прохождения. Хастерт позже был щедро вознагражден турками за «услуги» в Конгрессе США.
Сегодня затягивание Хиллари Клинтон с признанием Геноцида армян, похоже, является продолжающимся эхом политики ее мужа. Неудивительно, что советник Обамы по правам человека назвал ее «монстром».
Тем не менее этот самый советник, Саманта Пауэр, сама не без багажа. Пауэр стала известна благодаря публикации книги «Проблема из ада», в которой исследовались Геноцид армян и Холокост.
В свое время она завоевала репутацию принципиального миссионера по правам человека, пока не присоединилась к Совету по национальной безопасности президента Обамы в качестве старшего директора по многосторонним вопросам. Она была передовым лицом избирательного штаба Обамы, которое убедило армян, что второе пришествие Мессии совсем близко и что после выборов Обама признает Геноцид армян. После того как президент Обама бессильно сдался неизбранным функционерам Государственного департамента, танцуя вокруг слова «геноцид», Белый дом вновь прибег к творческим изобретениям Пауэр, которая составила заявление президента в день мучеников, заменив слово «геноцид» армянской фразой «Мец Егерн», заимствуя эту хитрость у покойного Папы Иоанна Павла II.
Франция является другой страной, которая время от времени использует вопрос Геноцида армян, чтобы блокировать вступление Турции в Европейский Союз. В последнее время оба кандидата на пост президента, действующий Николя Саркози и его соперник-социалист Франсуа Олланд, нашли полезный политический инструмент в этом вопросе. Франция по крайней мере признала Геноцид армян, но до сих пор не криминализировала его отрицание.
Когда Конституционный суд счел резолюцию неконституционной, не коснувшись при этом закона Гейссо, который имеет такую же юридическую основу для Холокоста, весь процесс стал похож на фарс. Когда французская военная промышленность была под угрозой со стороны Турции по аналогии с американской, она отреагировала. И все те, кто знает Саркози, были уверены, что он вытащит что-то хитроумное из рукава, как он всегда это делал в своей политической карьере, и сохранит лицо. И он это сделал, отказавшись упредить действия Конституционного суда, которые он предвидел.
Он не подписал проект, чтобы тот стал законом, дав возможность Турции и ее лоббистам собрать достаточно голосов, чтобы обратиться в Конституционный суд, где он был обречен. Даже члены партии Николя Саркози (UMP) действовали против его воли безнаказанно. Никто по сей день из офиса Николя Саркози и его ближайшего окружения не придумал правдоподобного объяснения, почему он не действовал, когда действие было необходимо.
Связавшись однажды с политическим процессом, мы не должны сдаваться. У нас есть новая возможность в законодательном органе США, так как сенаторы Роберт Менендес и Марк Кирк представили новую резолюцию в Сенат.
Будет ли победа или поражение, мы уже привыкли к разочарованию. Мы можем начинать игру заново в следующем году до столетия геноцида. Пока что нет обнадеживающих признаков значимых действий в Армении и в диаспоре, а Турция уже предприняла превентивные удары, чтобы сделать нашу кампанию по поводу столетия несущественной. Перепечатано в News.am
|