АРМИНФОЦЕНТР: Публикуем эксклюзивное интервью Медиамакс с лидером талышей Азербайджана Фахраддином Абосзодой
Фахраддин Абосзода - талышский ученый, политолог и общественный деятель, один из лидеров Талыш-Муганской Автономной Республики. Окончил исторический факультет Бакинского государственного университета. Кандидат философских наук (1984). В 1981-1995 гг. преподавал в Бакинском государственном университете. В июле-августе 1993г. - один из лидеров национального восстания талышей. Автор Конституцонного акта Талыш-Муганской Автономной Республики, председатель ее Народного Меджлиса. В 1993-1995гг. редактировал талышскую газету «Толыши Сядо» («Голос талыша»). Затем в эмиграции, в 2002-2005гг. издавал в Санкт-Петербурге газету «Толыш». Летом 2005г. Абосзода вернулся в Азербайджан и начал издавать газету «Шавнышт» («Ночные посиделки»). В 2007г. против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в разжигании межнациональной розни. Фахраддин Абосзода - автор двух учебников по политологии, монографии «Духовные основы нашего образа жизни», «Русско-талышского разговорника», «Русско-талышского словаря». В данный момент Абосзода проживает в Москве.
ВОПРОС: - Нас интересует положение с правами этнических меньшинств на территории Азербайджана. От официального Баку можно было не раз услышать, что в стране нет никаких проблем с национальными меньшинствами, что созданы все условия для их нормального развития. Но события в Губе доказали обратное. Хотелось бы услышать Вашу точку зрения по проблемам, с которыми сталкиваются национальные меньшинства в Азербайджане?
ОТВЕТ: - О положении так называемых «национальных меньшинств» Азербайджана (большинство из них - талышей, лезгин, аварцев, парсов и др. - нельзя называть "меньшинством", так как все они являются государствообразующими народами. Лично для меня назвать талышей "меньшинством” является глубоким оскорблением!) написано и сказано достаточно много. Результатом этого является то, что если несколько лет назад еще существовали разночтения в этом вопросе, особенно на Западе, то сейчас мало кто сомневается в том, что сегодняшний Азербайджан является настоящей тюрьмой для нетюркских народов – коренных жителей этой земли. Даже если не было бы недавних массовых народных протестов в Губе, ситуация является именно такой. Эти события стали всего лишь очередным доказательством того, насколько хрупко и фальшиво то «национальное согласие» в стране, о котором любит говорить Ильхам Алиев и прислуживающие ему журналисты.
Многочисленные документы европейских правозащитных организаций четко говорят о том, что в Западных странах существует консенсус по вопросам существующего политического режима в Азербайджане, точнее, о его глубоко антинародной и антидемократической сущности. На первый взгляд, в этих документах не так часто, как хотелось бы, говорится о положении нацменьшинств в стране. С другой стороны, в этом нет даже большой необходимости, так как, если по их признанию, в стране граждане находятся в полном бесправии, несомненно, это имеет, в том числе, и свою национальную окраску. То есть, нетюркские народы, исходя из общего бесправия в сфере национальных прав, в насилии властей волей-неволей видят еще и национальный контекст.
Разумеется, это вовсе не говорит о том, что сегодня не существует других взглядов на данную проблему. Например, нынешний посол России в Баку продолжает отправлять в Москву отчеты о том, что якобы в Азербайджане национальные меньшинства не подвергаются преследованию. Получается, весь мир знает об этом, кроме одного злополучного российского посла. Кстати, по странному совпадению, за последние годы российские послы в Баку после завершения своей дипломатической миссии в этой стране, предпочитают покупать дорогие виллы на лазурных берегах европейских стран и жить там. Вот вам и причина такой оценки со стороны российского посла о положении нацменьшинств в Азербайджане!
Вместе с тем, сегодня на уровне мировой политики вопрос о национальных меньшинствах Азербайджана стоит не только как внутренняя проблема этого государства, а как вопрос геополитики нашего региона и всего Большого Ближнего Востока. Наружу выходит новая матрица международных и региональных отношений, формируется новый миропорядок, где решающая роль отводится не таким искусственным государственным образованиям, как АР, а отдельным народам, которые до сих пор сохраняют свою национальную идентичность и, в дополнение к этому, еще и заявляют о своих правах.
Таким образом, не стоит обращать абсолютно никакого внимания на разглагольствования руководителей АР о благополучном положении нетюркских народов и на схожие опусы бакинских журналистов.
Что касается конкретно талышей, то о положении нашего народа никто не может знать лучше нас самих. Если говорить точно, то можно отметить одно: если бы у нас все было бы так хорошо, как это звучит из уст И. Алиева, то не существовало бы массового движения талышей за восстановление своей государственности! Наш народ заслуживает большего, и мы пойдем до конца, чтобы добиться этой заветной цели! У нас есть право жить в своем государстве, разговаривать и учиться на своем родном языке, дружить со своими соседями.
ВОПРОС:
- Для тех, кто не имеет представления о том, что такое Губинский район, опишите, пожалуйста, кратко эту область, его население.
ОТВЕТ: - Губа – один из райских уголков Южного Кавказа, наряду с Талышской низменностью и Гирканскими лесами Талыша, Карабахом и др. Во времена Сасанидов иранские правители с целью укрепления своих северных границ переселяли на эти земли большое количество воинствующих иранских народов – парсов, талышей и массагетов. Сейчас их принято называть «татами». Если углубиться в историю, можно заметить, что «тат» было общим названием, которое давали иранским народам окружавшие их тюркские племена (по аналогии, близкие к талышскому языку иранские диалекты Южного Азербайджана также называются «тати»). При этом даже сегодня слово «тат» самими кубинцами воспринимается как оскорбительное, они предпочитают называть себя «даглы» (горцы). Десятилетиями власти Азербайджана внушают этому, когда-то гордому и воинствующему народу, его «ущербность» и «второсортность», тем самым провоцируя его забыть о своих корнях и стать тюрками. Мы поддерживаем активные контакты с представителями татской интеллигенции. Благодаря, в том числе, и нашим усилиям, в последние годы народные певцы из татской среды, которые известны в Азербайджане своим умением экспромтом сочинять стихи, называемые «мейхана», постепенно стали исполнять их на родном татском языке. В этом плане, события в Губе имеют огромное значение. Это является доказательством того, что таты тоже вступают в арену национально-освободительной борьбы – нашей общей борьбы за независимость!
ВОПРОС:
- По словам политолога Ибрагима Насирова, губинцы вышли на улицы не с политическими требованиями, некоторые из них даже держали в руках портреты президента Ильхама Алиева, подчеркивая тем самым, что возмущены именно поведением главы местной исполнительной власти Рауфа Хабибова. Означает ли это, что эти беспорядки действительно не против действующей власти, и что Ильхам Алиев имеет поддержку у национальных меньшинств?
ОТВЕТ: - Честно говоря, я не знаю никакого Ибрагима Насирова. Но подобные мысли проводились почти во всех публикациях азербайджанских авторов, написавших на эту тему. Часть из них, возможно, думает так на самом деле и действительно уверена во «всенародной любви всего населения АР к президенту И. Алиеву». Они, возможно, даже получают своеобразное удовольствие от этого. Думаю, не стоит говорить, кто эти люди и почему они так думают, так как в самом Азербайджане, да и за его пределами, уже хорошо известно, на чем основываются их суждения. Есть и другая часть авторов, которые на самом деле знают, что происходит в стране, но предпочитают молчать об этом «до самых лучших времен» и, как говорится, стараются «не будить спящие верхи» преждевременно.
Тем не менее, истина находится где-то в другом месте! Да, в руках некоторых митингующих в Губе были портреты президента И. Алиева. К сожалению, внимательный анализ публикаций азербайджанских журналистов и аналитиков за последние годы показывает, что в нынешнем Азербайджане мало кто из них разбирается в сложных геополитических процессах. Как результат этого, в большинстве случаев их публикации вызывают у нормального читателя, не говоря уже о специалистах, лишь снисходительную улыбку!
Надо иметь в виду, что в таких проблемных странах, как Азербайджан, революция может произойти стремительно и несколько безболезненно, чем в более благополучных странах. Потому что в течение всех последних лет Азербайджан представляет собой настоящую пороховую бочку, готовую взорваться в любой момент. В этом смысле, борьба коренных народов Азербайджана является важным локомотивом, который ускоряет данный процесс.
Поэтому не имеет никакого значения, какие портреты держали у себя на руках митингующие в Кубе. Главное то, что в этом внешне благополучном регионе население нашло в себе силы путем массового протеста выступить в защиту своих попранных прав. Станет ли это предвестником каких-то судьбоносных событий в Азербайджане, сегодня говорить сложно. С другой стороны, эти события уже оказали огромное влияние на пробуждение всех народов Азербайджана, стимулируя их борьбу. Для примера могу сказать, что, по еще неподтвержденным данным, буквально на днях в внешне такого же благополучного как Куба Сабирабадском районе вспыхнул массовый протест населения против политики властей. Это говорит о том, что «лед тронулся»…
ВОПРОС:
- В Ваших интервью вы отмечали, что достижение автономии в составе Азарбайджана – высшая цель талышского национального движения. "…Мы предлагаем предоставить каждому этносу, населяющему азарбайджанскую землю, соответствующую автономию…”. Вы также предлагали властям Азербайджана провести административную реформу и разделить территорию страны на области, которые сложились исторически. В результате каждый регион и этнос получит некоторую самостоятельность в управлении, а также в культурном строительстве. Почему в Азербайджане идею автономии приняли в штыки?
ОТВЕТ: - Эти слова я говорил давно. Они отражали уровень и степень готовности нашего движения для того периода. Нынче ситуация изменилась в корне. Изменились и наши взгляды. Да, в те годы мы настойчиво предлагали властям АР провести реформы сверху, чтобы не приводить к трагическим последствиям в масштабах страны. При этом даже тогда мы были далеки от мысли просить чего-то у властей! Мы просто предупреждали их о надвигающейся буре, которая рано или поздно дойдет до Азербайджана. Увы, нас не услышали. То, что они встретили наше предложение в штыки, нас нисколько не расстраивает. Мы понимаем, что никому свободу и независимость не представляют «за красивые глаза»! Свободу и независимость надо заслужить! Заслужить в борьбе, непримиримой и непрерывной борьбе! Этим мы и занимаемся все последние годы. Занимаемся уверенно, со знанием дела, внимательно следя за теми процессами, которые происходят в мире и в нашем регионе. Мы уверены в своей правоте, в своих силах и в том, что добьемся успеха!
ВОПРОС:
- Очень интересен тот факт, что российские и вообще иностранные аналитики, в отличие от предыдущих событий, на этот раз активно стали анализировать происходящие в Губе события. Доказывает ли это, что официальная Москва и Запад недовольны политикой Алиева? И к чему это может провести?
ОТВЕТ: - Вы, конечно, простите меня, но такой взгляд является слишком поверхностным для оценки ситуации в Азербайджане. Личные симпатии и антипатии, конечно, играют некоторую роль в политике. Но вовсе не существенную! На мой взгляд, ныне вопрос – не в симпатии или антипатии Запада и Москвы к персоне самого Алиева. Тут следует мыслить глобально, т.е. взглянуть на корень проблемы.
Азербайджан является одной из ключевых стран в системе «Большого Ближнего Востока». Причем является очень слабым звеном в этой цепочке. Это объясняется теми историческими и полито-геополитическими предпосылками, благодаря которым было создано государство под таким названием. Как известно, до этого его и в помине не было. Эти были времена, когда наш регион был разделен на сферы влияния между великими державами (странами Антанты и Советской Россией) на основе существующих в то время реалий в мировой политике. При этом должен сказать, что не все знают, что, например, руководство тогдашней Англии было категорически против образования государства под названием Азербайджан! Большевики в то время осуществляли так называемый геополитический план Троцкого, согласно которому тогдашние границы являлись временными, так как ожидалась мировая коммунистическая революция, результатом которой, по их мнению, должно было стать уничтожение всяких границ между будущими социалистическими народами.
Впоследствии им пришлось отказаться от данной идеи, так как стало очевидным, что никакая мировая революция на горизонте не маячит. Дальнейшее определение границ между этими новообразованными государствами было уже, как говорится, делом техники, что и было умело осуществлено стараниями Сталина. А он, при всей неоднозначности своей личности, в геополитике соображал очень неплохо.
Нынче мир изменился в корне. Новый миропорядок требует совсем другие реалии. Сегодня только глупцы могут противопоставлять Запад и Россию в решении геополитических проблем в первую очередь региона Южного Кавказа. Неслучайно об этом четко и, главное, вовремя устами эксперта С.Н. Тарасова предупреждает ИА РЕГНУМ: «Запад … постепенно отказывается от идеи поддерживать сталинские государственные образования в Закавказье и предлагает проект "Большого Ближнего Востока". В частности, в его контуры целиком вписывается государственность Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии» (http://www.regnum.ru/news/polit/1509856.html). Нам остается только добавить в этот список независимый Талышстан, Лезгистан и другие государственные образования, возникновение которых на карте мира является лишь делом времени.
Итак, нынче вопрос вовсе не стоит об отношении стран Запада или России к персоне самого Алиева, о его пребывании у власти. То, что этот режим должен сойти с политической арены, лично у меня не вызывает сомнения. Главный же вопрос заключается в том, останется или нет Азербайджанская Республика на карте мира как субъект международных отношений.
ВОПРОС:
- Вы отмечали, что Губинский регион уже находится под прямым контролем бакинских олигархов-чиновников, которые разделили город между собой. "…Именно эта сторона вопроса может служить символическим доказательством тому, насколько Азербайджан близок к арабским странам, в которых в течение последних лет бушуют разноцветные революции”. Насколько реальны предположения о том, что события в Губе могут стать началом борьбы тех народов, которые подвергаются дискриминации в Азербайджане?
ОТВЕТ: - Не одна Губа разделена между бакинскими олигархами. Вся территория страны разделена между представителями клана Алиевых, которые самым безбожным образом грабят население. В этом плане, как я уже написал в своей статье, посвященной губинским событиям, массовые митинги в Губе были своеобразным ответом на громкие заявления Алиева якобы о царящих в стране «межнациональном согласии и всеобщем благополучии». Для нас не имеют абсолютно никакого значения разговоры о внутренних или внешних силах, которые якобы стоят за этими событиями. Главное для нас то, что такие волнения могут вспыхнуть в любое время и в любом уголке Азербайджана. Вопрос о том, что будет ли решаться судьба самого Азербайджана в ходе таких массовых выступлений населения или нет, остается открытым. Потому что, как нами уже было сказано выше, этот вопрос будет решен в контексте тех общих и всеобъемлющих геополитических процессов, которые стремительно приближаются к Азербайджану.
ВОПРОС:
- Доказывает ли мгновенная реакция самого Ильхама Алиева на эти события, насколько власть чувствует свою полную уязвимость перед народным гневом? ОТВЕТ: - Такая реакция Алиева является доказательством не только того, что он боится и чувствует полную уязвимость своей власти перед народным гневом, а еще свидетельствует о том, что он понимает всю сложность ситуации. Точнее, он понимает, что всем тем безобразиям, которые вытворяли его родственники за весь период нахождения у власти клана, в том числе его бесславному правлению, вот-вот наступит конец!
ВОПРОС:
- Какова позиция азербайджанской оппозиции по этому вопросу?
ОТВЕТ: - Об этом я уже написал в упомянутой статье. Должен сказать, нас меньше всего интересует и, тем более, беспокоит вопрос о бакинской оппозиции. Потому что нам нет дела до их борьбы за власть. Их борьба не имеет никакого отношения к нам, коренным народам этой земли. Точнее, мы не ведем борьбу за власть в этой стране. Наша борьба направлена на создание собственного государства и, соответственно, собственной власти для своих народов. Что касается позиции бакинской оппозиции в отношении кубинских событий, ее можно сформулировать одним словом: отсутствие всякой позиции! Эта так называемая оппозиция всегда верно служила и продолжает служить клану и безупречно выполняет его поручения! Это самый примитивный вариант системной оппозиции, т.е. оппозиции, которая скрыто подчиняется правительству – такие же «оппозиционные силы» имелись и в Египте Мубарака, и в Тунисе Бен Али. Неслучайно, некоторые понимающие представители интеллигенции на днях полностью покинули ряды этой оппозиции и создали «Форум интеллигенции», куда вошли, в том числе, и некоторые уважаемые мною ученые. Хотя на сегодня участники этого Форума довольствуются робкими заявлениями о назревших реформах в различных областях общественно-политической жизни страны, но, в дальнейшем, они, на мой взгляд, вполне смогут стать во главе массового народного протеста, если не пойдут по стопам той же оппозиции.
ВОПРОС:
- По Вашему мнению, как должен решиться Карабахский конфликт?
ОТВЕТ: - Хотя мнение моей скромной персоны не будет играть никакой значимой роли в решении Карабахского конфликта, я должен ответить на Ваш вопрос. Я думаю, решение этой проблемы существует. Скажу больше, такое решение находится не так уж глубоко, как это кажется некоторым наблюдателям.
Со своей стороны могу сказать об одном: мы сами ведем борьбу за права своего народа. Поэтому было бы кощунственным с нашей стороны не признавать права народа Карабаха на самоопределение. Карабахский народ сам должен определить, как и с кем ему хочется жить. Эти слова полностью относятся и к нашему талышскому народу, и другим народам нашей земли.
ВОПРОС:
- Мне известно, что вы были в Армении. Какими были Ваши впечатления от нашей страны?
ОТВЕТ: - Да, я был в Армении. Но это было давно. От этой поездки у меня остались самые приятные вспоминания о вашей красивой стране и трудолюбивом народе. В прежние периоды истории народы и страны менялись медленно. Поэтому, один раз побывав в одной стране, человек мог бы иметь представления о стране на долгие годы. Нынче мир меняется стремительно. Поэтому мне трудно сказать о сегодняшней Армении Кроме того, когда мы высказываемся о какой-то стране, то, в первую очередь, имеем в виду существующую там политическую власть и проводимую ей политику. Потому что не бывает на свете плохих стран и народов. После моего приезда в Ереван власть там изменилась. Мне трудно сказать, что это за власть и какую конкретную политику она проводит внутри страны. Могу сказать об одном: в Армении проживает немало людей, которых я смело могу назвать своими друзьями и друзьями своего народа! С Фахраддином Абосзода беседовала Нарине Данегян Перепечатано в "Восканапат"
|