АРМИНФОЦЕНТР: Угроза агрессии против Ирана становится все более очевидной. Важнейшим признаком этого являются не чуть ли не еженедельно озвучиваемые санкции против Ирана и даже не звучащие из США и Израиля воинственные заявления, а… поведение Турции и Азербайджана, географическое расположение которых превращает их в незаменимых партнеров уже состоявшейся антииранской коалиции. Сложилась ситуация, при которой твердая позиция Азербайджана и Турции могла бы предотвратить готовящуюся атаку на Иран, однако, как это легко заметить, Баку и Анкара уже дали свое согласие на агрессию и таким образом вошли в лагерь врагов Ирана. Единственное условие, выставленное ими партнерам, - неиспользование своих территорий, по крайней мере на начальном этапе военной операции, в качестве плацдарма для вторжения в Иран сухопутных войск США.
Однако уже сегодня можно утверждать: Турция и Азербайджан принимают самое деятельное участие в процессе экономической, военной и идеологической изоляции Ирана. При этом Анкара и Баку разделили роли: если Баку принимает активное участие в террористической войне против Ирана и все больше позиционирует себя в качестве претендента на обширные территории этого государства, то Анкара уже не скрывает своего участия в уничтожении стратегического партнера Тегерана на арабском востоке – Сирии.
Между тем больше, чем в согласии Турции и Азербайджана на агрессию, США и Ко нуждаются именно в территории этих государств. Проблема в том, что вдоль иранской стороны границы с этими государствами проживает в основном все многомиллионное тюркоязычное население Ирана, на которое и делают ставку потенциальные агрессоры. По этой же причине граница Ирана с другими соседними государствами выглядит в глазах Вашингтона менее привлекательной. Персидский залив и Ормузский пролив симпатичны в качестве дислокации авианосцев и кораблей с дальнобойными ракетами, а Турция и Азербайджан – в качестве плацдарма для наступления сухопутных войск. Скорее всего, после того как ракеты и авиация совершат свое черное дело, а Анкара и Баку окончательно убедятся в благоприятном для них исходе войны, и будут задействованы уже несколько лет ждущие своего часа американские военные базы системы lily pad (лиловая подушка) в Азербайджане.
Lily pad - это обслуживаемые небольшим количеством людей и снабженные необходимым оборудованием военные базы, находящиеся в постоянной готовности принять войска. Наличие таких баз сильно облегчает оперативное решение военных задач, ибо солдаты перебрасываются на такие базы налегке и обеспечиваются вооружением уже на земле. Напомним, что о строительстве подобных баз в Азербайджане стало известно еще в 2005 году и, по нашим данным, там имеются три американские базы этой системы: в Кюрдамире, Насосной и Гуюллах.
Со своей стороны Тегеран не раз предупреждал на самом высоком политическом и военном уровне, что Иран готов атаковать любую точку, из которой будет исходить угроза в его адрес. В свете последних событий не остается сомнений, что одной из таких точек является Азербайджан, о чем, кстати, мы говорим уже несколько лет. Не вызывает также сомнений и то, что наряду с военными базами Иран атакует и нефтегазовые промыслы Азербайджана, и это вместе с перекрытием Ормузского пролива логично вписывается в ответные меры Тегерана по подрыву энергетической безопасности Запада. Отметим также, что из всех потенциальных целей Ирана Азербайджан является наиболее уязвимым (недавняя продажа Россией Азербайджану зенитно-ракетных комплексов С-300 преследовала цель защитить месторождения).
Тем не менее ни базы lily pad, ни системы С-300 не способны защитить Азербайджан от удара возмездия. И об этом стоило бы задуматься не только лишенному самостоятельности Баку, но и Москве.
В самом деле, военный удар по Ирану и ответные меры неизбежно приведут к уничтожению как минимум большей части нефтегазовых месторождений Азербайджана и возможной фрагментации этой республики. И хотя подобное развитие событий на долгое время похоронит планы западных стран по переброске каспийского газа в Европу (Транскаспийский газопровод по маршруту Туркмения – Азербайджан – Турция – Европа, "Южный коридор" и Nabucco), нельзя сказать, что это окажется на руку России. Москва, особенно с учетом огромного наплыва в регион беженцев из Ирана, рискует надолго лишиться политического влияния в Южном Кавказе и утратить контроль над всем Кавказом. Агрессия антииранской коалиции и ответные меры Тегерана способны нанести России вред ничуть не меньший, чем собственно Ирану, и Москва, если она, конечно, желает сохранения (или возвращения) статуса державы мирового значения, просто обязана предпринять превентивные, упреждающие меры.
Складывающаяся ситуация предоставляет Москве возможность (и право) двинуть войска в сторону азербайджано-иранской границы одновременно с началом атаки против Ирана. Маршрут перемещения войск: Россия – Грузия – Азербайджан или Россия – Азербайджан не имеет решающего значения, так как последствия подобного марш-броска в конечном итоге будут одинаковы. Россия перекроет маршрут беженцев из Ирана, число которых, по оптимистичным прогнозам, превысит два миллиона, а по пессимистичным – дойдет до десяти миллионов человек. Кроме того, Россия избавит каспийские нефтегазовые месторождения западного побережья Каспия от угрозы уничтожения: у Тегерана нет смысла бомбить находящиеся под контролем России промыслы. Исключительно важным итогом подобного решения России станет блокирование возможности переброски военных действий через российскую границу.
Безусловно, подобное решение Москвы требует политической воли и немалой решимости. Тем не менее, как представляется, в случае начала войны Запада с Ираном это единственная возможность для России обезопасить свою территорию. На территории Азербайджана проживает огромный массив пока еще симпатизирующих Москве лезгинских народов (от 700 тысяч до миллиона) и аварцев (примерно 150 тысяч человек), подавляющее большинство которых испытывает этнический дискомфорт вследствие узурпации Азербайджаном власти на своей родине. Эти люди являются потенциальными союзниками России на Кавказе и способны пополнить российские войска десятками тысяч отважных штыков, что было доказано ими во время второй чеченской кампании.
Есть в этом плане еще один важный момент: перебравшись через Кавказ и обосновавшись в Закавказье, а также обеспечив лезгинские народы и аварцев автономией, вобравшей в себя исторически принадлежащие им земли, Россия приобретет на Кавказе преданных союзников. Более того, решение о переброске войск к азербайджано-иранской границе способствует реализации давно лелеемой Кремлем идеи замирения Кавказа.
Наконец, огромный участок нынешней азербайджано-иранской границы по обе стороны населен ираноязычными талышами, дважды в течение ХХ века восстававшими против власти закавказских турок. Талыши, общая численность которых в Азербайджане приближается к одному миллиону человек (сами талыши оперируют цифрой в полтора миллиона), также являются потенциальными союзниками России и, что не менее важно, способны еще более укрепить дружеские отношения между Россией и Ираном.
Таким образом, выдвижение российских войск к азербайджано-иранской границе будет способствовать: а) контролю над нефтегазовыми месторождениями западного побережья Каспийского моря и маршрутами их транспортировки; б) фрагментации Азербайджанской Республики и созданию на юге России эластичного пояса безопасности; в) замирению Кавказа и приобретению там большого количества союзников; г) укреплению безопасности южного подбрюшья России; д) укреплению союзнических отношений с Ираном - естественным союзником России на огромном пространстве от Пакистана до арабского мира.
Левон Мелик-Шахназарян, руовдитель "Восканапат" Опубликовано в "Голос Армении"
|