АРМИНФОЦЕНТР: Расследование «Галерея азербайджанской лжи, лицемерия и агрессии» Часть - 31 Предлагаемая статья имеет актуальность исключительно в свете разнузданной азербайджанской пропаганды, недавно, впервые в истории, приобретшего независимость государственного образования, но уже успевшего выдвинуть территориальные претензии на обширные регионы России, Ирана, Грузии, а также всю территорию обоих армянских государств: Республики Армения и Республики Арцах. В свете данных претензий и «подтверждающих» их печатных фальсификаций закавказских турок, проблема изучения политической и исторической географии Южного Кавказа и Северного Ирана, в том числе, вопрос локализации исторической области Азарбайджан, принимает особое значение.
Общеизвестно, что иранская область Азарбайджан охватывала территорию вокруг бассейна озера Урмия, к югу от реки Аракс, однако с 1918 года под Азербайджаном подразумевается также пантюркистское государственное образование к северу от неё. Название «Азербайджан» было дано новому образованию исключительно с целью иметь возможность в будущем «обосновать» территориальные претензии к исконному Азарбайджану. Примечательно, что в первые годы существования Азербайджанской республики данный пантюркистский план даже не скрывался. Так, академик В.В. Бартольдт, отвечая на недоуменные вопросы бакинских студентов, не понимавших, как они вдруг оказались в Азербайджане, писал: «… термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан» (Бартольдт В. Сочинения. т. II, ч. 1, Москва, 1963)
В книге «Очерки русской смуты» прославленный белогвардейский генерал Антон Деникин характеризовал Азербайджанскую республику с нескрываемой иронией: «Все в Азербайджанской республике было искусственным, «не настоящим», начиная с названия, взятого заимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елизаветпольскую губернии и русскую Мугань, и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе».
Казалось бы, всё довольно ясно – Азербайджанская республика не имеет никакого отношения к иранскому региону в циркумурмийском регионе, однако азербайджанская историческая и политическая «наука» всеми способами пытается доказать обратное. В азербайджанских школах, средних и высших учебных заведениях преподаются заведомо ложные сведения по истории, тем самым калеча подрастающее поколение. Но, может быть, неправы Бартольдт и Деникин, как и многие другие историки европейской школы, а у Азербайджана под рукой есть «истинная» история, написанная учеными Востока? Попробуем обратиться к историческим источникам первой половины XIX века, к тем самым авторам, что считаются национальным достоянием «азербайджанской историографии».
Закавказский турок Мирза Адигезаль-бек в труде «Карабаг-Наме» отмечает следующее: «Граница гянджинского ханства с Гюрджистаном проходила выше «Сынык-керпю» близ «Сури-Даша» и с Азербайджаном – у Худаферинского моста». (Мирза Адигезаль-бек. Карабаг-наме. АН Азерб.ССР, Баку, 1950. Пер. В. Н. Левиатова). Сообщим для слабо посвященных в географию региона: Гянджа (армянское название – Гандзак), расположен на территории Азербайджанской республики, и граничить с собой никак не мог. Мирза Адигезаль-бек чётко разделяет Ганджинское беглярбегство, власть которого распространялась на большую часть Кура-Араксинского междуречья, и иранский Азарбайджан, описывая их как отдельные административно-территориальные единицы и определяя границу этих областей в районе Худаферинских мостов. Следует особо отметить тот факт, что Худаферинские мосты – выдающийся памятник зодчества средневекового Арцаха (Гадрутский район НКР) – расположены на реке Аракс и соединяют Иран и армянскую провинцию Арцах. Соответственно, если владения Ганджи и Азарбайджана соприкасались в районе Худаферина, то из этого факта вытекает единственно возможные выводы: во-первых, границы Азарбайджана не пересекали Аракс и никак не могли охватывать обширные территории к северу от реки; во-вторых, исконный и, добавим, единственный Азарбайджан простирался на южных берегах реки Аракс.
Границу между иранским Азарбайджаном и территорией современной Азербайджанской республики, восточная часть которой именовалась Ширван, определяет и другой важный мусульманский источник XIX века – ираноязычный «Гюлистан-Ирам», автором которого является Аббас-кули-ага Бакиханов. Книга Бакиханова, считающегося авторитетным историком закавказских турок, также является свидетельством того, что исторический Азарбайджан и области к северу от него не были связаны между собой не исторически, ни административно, ни географически:
«Когда султан прибыл в Мияне (Приграничный с Азербайджанской республикой городок на севере иранского Азарбайджана. – Н.М.), Хасан-бек послал своего сына Юсуф-бека с просьбою дозволить ему оставаться в Азербайджане хотя бы до окончания зимы». (А.Бакиханов. «Гюлистан-Ирам». Баку, 1991).
А. Бакиханов, умерший в середине XIX века, и не догадывался, что спустя 70 с лишним лет после его смерти в Ширване и Аране возникнет государство с искусственным, но знакомым названием – «Азербайджан». Не догадывался, поэтому и различает данные территориальные единицы и проводит между ними чёткую административную границу, в качестве которой здесь представлен расположенный на севере истинного Азарбайджана город Мияне.
Данные приведенных мусульманских источников отражают действительность и, соответственно, это является подтверждением локализации Азарбайджана в северной части Ирана, там, где по сей день существуют останы (провинции) Азарбайджан.
В заключение данной краткой заметки хотелось бы еще раз напомнить, что мы пользовались исключительно общеизвестными источниками, полностью игнорируемыми в Азербайджанской республике. Возможно, это можно было бы списать на оригинальность мышления азербайджанских историков, однако история знает немало примеров того, как преднамеренное искажение науки становилось поводом для кровопролитных войн. Мы уже не говорим о том, что в Азербайджанской республике целенаправленно коверкается судьба целых поколений, вынуждаемых учиться по учебникам с высосанными из пальца фактами. Николай Мелкумов, "Восканапат"
|