АРМИНФОЦЕНТР: Форбс опубликовала имена миллиардеров, среди которых - представители 58 стран, но нет Армении. Есть ли в Армении миллиардеры? Очень трудно ответить на этот вопрос, потому что никто не знает, какое у армянских богачей состояние. О наличии 4 млрд. долларов говорили в отношении Роберта Кочаряна, но только на уровне слухов, потому что никто не считал. О других «миллиардерах» вообще не было речи. Хотя, вряд ли масштабы Армении позволяют накопить такое состояние.
Декларирование доходов и открытая система подсчета состояния позволяет выявлять самых богатых людей в стране и, соответственно, подсчитывать их налоги. Кроме того, конкретный объем состояния предполагает также обоснование, как это состояние зарабатывается, откуда оно произошло и благодаря чему человек стал обладателем таких денег.
В списках мировых рич-лидеров представители как интеллектуального и виртуального труда (медиа-магнаты, владельцы программных и компьютерных компаний), так и собственники месторождений и предприятий по первичной обработке сырья, а также владельцы торговых сетей. В Армении не понятно, откуда берутся деньги у богатых.
В России, где контроль оборота капитала не самый прозрачный, олигархи не боятся декларировать свои состояния, во всяком случае, они не опровергают сведения о доходах, которые приводятся в международных рейтингах. В Армении богатые люди стесняются своего богатства. Несмотря на то, что на бытовом уровне они всячески пытаются выставить его напоказ, порой очень безвкусно, в публичном режиме ни один богатый чиновник или бизнесмен не признается, сколько у него за душой средств.
Вызвано это несколькими причинами: во-первых, многие платят налоги далеко не в соответствии с реальным объемом своих прибылей, во-вторых, рейтинг предполагает, что кто-то впереди, а кто-то отстает, а в Армении никому не хочется, чтобы кто-то был богаче него. Ну, и в-третьих, играет роль советская традиция, когда быть публично богатым было стыдно.
Составление рейтинга богатых людей в Армении, судя по всему, не устраивает никого, даже правительство. Иначе оно давно было занялось декларированием доходов, без которого потуги «вывести крупный бизнес в налоговое поле» кажутся фикцией. Никто не хочет сравнивать свои доходы – каждый платит налогов столько, сколько было определено при разделе квот.
Не сравнивают свои богатства арабские шейхи и восточные правители – им нет нужды тягаться с кем-то, соревнование вообще не присуще Востоку. И в этом смысле Армения – Восток, где элита не подотчетна народу и даже не считает нужным уведомлять о своем состоянии.
Наира Айрумян, Лрагир
|