АРМИНФОЦЕНТР: На вопросы президента Форума Армянских Союзов Европы (ФАСЕ) Ашота Григоряна отвечает председатель Верховного суда Словацкой республики г-н Штефан Гарабин, бывший вице-премьер и министр юстиции Словакии. Это интервью было проведено с целью оказания помощи Конституционному суду Франции при изучении вопроса о законе, устанавливающем наказание за отрицание геноцида и было отправлен известным французским СМИ Ле Монд (Le Monde), Ле Фигаро (Le Figaro), Либерацион (Liberation), Нувел де Армение (Le Nouvelle d’Armenie). Представляем нашим читателям русский вариант этого интервью.
ФАСЕ: В 2009-м году Национальный Совет (парламент) Совакии принял закон, которым были внесены поправки в Уголовный кодекс Словакии, которые, в частности, определяют уголовную ответственность за отрицание холокоста, геноцида, военных преступлений, преступлений фашизма и преступлений коммунизма. Какое место среди этих преступлений занимает конкретно армянский геноцид?
Штефан Гарабин: Знаю, что этот шаг вызвал большую ейфорию. Поэтому представлю более подробно. В Словакии до внесения поправок к Уголовному кодексу законом № 257/2009, вступивших в силу с 01.09.2009, из антиобщественных действий было уголовно наказуемым только отрицание холокоста. Введению санкций за отрицание остальных геноцидов, включая армянский, предшествовала моя законодательная инициатива как вице премьер-министра и министра юстиции. 19.11.2008 я внес на рассмотрение правительства предложение о внесении поправки в Уголовный Кодекс Словакии, и по поручению правительства представил и провел законопроект через Национальный Совет Словакии. Закон вступил в действие с 01.09.2009.
Суть поправок состоит в том, что действующая на тот момент формулировка второго абзаца §422, была заменена новым параграфом §424а, который определяет наказание за публичное оправдание, отрицание и преуменьшение всех геноцидов, преступлений против человечности и военных преступлений, определенных Римским статутом Международного уголовного суда и Хартией международного военного трибунала, учрежденного Лондонским договором от 8-го августа 1945 г. За совершение уголовного преступления отрицания армянского геноцида правонарушителя ожидает наказание лишением свободы сроком до пяти лет.
ФАСЕ Что привело Национальный Совет к принятию этого закона?
Штефан Гарабин Национальный совет Словакии принял 30.11.2004 постановление №1341 об армянском геноциде, в котором сказано «Национальный Совет Словацкой Республики признает геноцид армян в 1915 году, во время которого погибли сотни тысяч армян, проживающих в Османской империи, и признает это действие преступлением против человечности»
Как судья, которому общественные дела не безразличны, после принятия поста министра юстиции в правительстве премьер-министра Роберта Фицо, я осознал, что это постановление необходимо воплотить в жизнь. Я считаю, что постановления имеют смысл и значение для будущего и для правовой системы только тогда, когда они внедрены в правовую систему путем конкретных мероприятий. Иначе это только праздные жесты, которые приводят к моральному кризису в обществе.
ФАСЕ Нет ли противоречия между правом человека иметь свою точку зрения и свободно ее высказывать, и положениями Уголовного кодекса относительно отрицания вышеназванных поступков, особенно в отношении тех, которые не так четко присутствуют в сознании общества?
Штефан Гарабин Открыто признаюсь, что считаю, что человеческая жизнь намного ценнее свободы слова. Защищая эту точку зрения, то, что я считаю отрицание холокоста и геноцида извращением и одновременно неуважением к памяти о миллионах невинных жертв в том числе детей, женщин, которые были уничтожены тиранией, я вступил на тропу войны точек зрения с представителями отдельной части политического спектр,а возглавляемой сегодняшним министром внутренних дел Даниелом Липшицем. Последний даже предлагал изъять из уголовных кодексов отрицание холокоста и в прошлом, будучи министром юстиции, не выплачивал пособий вдовам и сиротам жертв этого ужасного преступления. Кто не знает своей истории и не чтит своих предков, с большим трудом будет строить мирное будущее.
ФАСЕ Как Вы оцениваете такую агрессивную реакцию Турции на решение французского сената, и почему реакция Турции на закон, принятый Национальным Советом Словакии, не была аналогичной?
Штефан Гарабин Я не хотел бы уклоняться от прямых ответов, как это зачастую делают политики, но я судья, а не политолог, и мне не стоит публично оценивать реакции других государств.
ФАСЕ В случае, если бы официальный турецкий представитель в Словакии публично отрицал армянский геноцид, какое наказание его ожидает?
Штефан Гарабин Каждый человек, который несет уголовную ответственность за свои поступки, обязан соблюдать на территории Словакии действующие законы. Исключением могут быть только те, на кого распространяются привилегии типа дипломатической неприкосновенности, которую Словакия должна соблюдать в соответствии с международным правом. Подобная ситуация может возникнуть и при визите в другие страны, например в США, Китае. России, Бразилии, Саудовской Аравии, Армении или Турции. Соблюдение законов является проявлением культуры и морального совершенства представителя данного государства, в нашем случае Турции, при его визите в другие страны. Если он их не соблюдает, наступает уже его ответственность перед законом. На территории Словакии перед законом все равны, включая иностранцев.
ФАСЕ Каково Ваше мнение, может ли Конституционный суд Франции поддержать закон в принятой Сенатом формулировке, или может его изменить?
Штефан Гарабин Французский сенат действовал по данному вопросу так же как и словацкий парламент. Извините, но как судья я никогда не комментирую решения своих коллег, и тем более вопросы конституционного суда суверенного государства. Каким бы ни было решение, в правовом государстве решение независимого суда необходимо уважать.
ФАСЕ Какую ответственность должна нести сегодня Турция за преступления, совершенные турецким правительством в последние годы османской империи?
Штефан Гарабин Считаю, что величие и степень развития каждого народа отражает также его способность признать совершенные им ошибки и принести свои извинения. Одновременно, я не сторонник принципа коллективного преступления и псевдотеории виновности следующих поколений. Во времена второй мировой войны из территории словацкого государства были депортированы евреи, цыганы и люди, не разделяющие точку зрения представителей фашизма. Государство должно выплатить компенсации оставшимся в живых и осудить эти преступления. Здесь и должна проявиться свобода слова – надо писать, говорить об этом, указывать на извращенность поведения конкретных лиц, чтобы следующие поколения осознавали, к чему может привести ограничение прав человека. Порядочный человек не нарушает законов, уважает жизнь других людей и чтит память о погибших, особенно тех, кто стал жертвой преступления или геноцида.Перепечатано в "Юсисапайле"
|