«Анкара основывала свои подозрения на тщательном реестре населения (nufus kutugu) по семейной линии, который, среди прочего, показывает, как много граждан, особенно сосредоточенных в определенных регионах на востоке и юго-востоке, имеют на самом деле армянское происхождение в результате добровольного или насильственного обращения их предков или усыновлений в период, когда армян депортировали и убивали в массовом порядке османские власти и местные мусульманские банды».
Таким образом, турецкое правительство знает намного лучше, чем любой армянин или армянская организация, сколько криптоармян есть в Турции. И это даже не включает, по-видимому, тех, кто был принудительно деармянизирован во время большей части существования Османской империи.
Так что пришло время для наших кандидатов на степень доктора философии начать ворошить документацию в «nufus kutugu» и составлять массивные семейные древа. Одновременно армяне, посещающие западную, оккупированную, часть нашей родины, должны начать собирать волосы. Они должны брать прядь волос от любого криптоармянина, с которым они повстречаются, а также любую семейную информацию, которую те могут предоставить, в том числе о деревне происхождения семьи. И тогда начнется анализ ДНК! Эта генетическая база данных – вместе с генеалогическими данными, которые турки были так добры собрать, и в сочетании с эквивалентными генетическими и генеалогическими данными об армянах за пределами Турции (в первую очередь, хотя и не обязательно, в диаспоре) – может создать еще один мощный юридический аргумент в том, чтобы добиваться наших прав.
Кто знает? Может, несколько миллионов человек получать возможность вернуться к своим корням! И это в дополнение к амшенцам – известной группе исламизированных армян, которые все еще говорят на нашем родном языке.