Выведенное в заглавие предложение было высказано министром обороны Армении Сейраном Оганяном 30 августа, во время посещения одной из приграничных частей Армянской Армии. Полностью фраза генерал-полковника звучала так: «Если солдаты не умеют обращаться с военной техникой, то самая лучшая техника в их руках превращается в металлолом. Так было и в годы Арцахской войны, когда намного лучше вооруженный противник не владел в полной мере своей техникой. Мы с азербайджанской техникой обращались бережно, и впоследствии она служила нам». Речь идет о многочисленных танках, БМП, БТР-ах, артиллерийских, ракетных установках, отнятых у бестолкового врага. Кстати, если кто обратил внимание, в посвященном Монте Мелконяну фильме Вардгеса Багиряна есть эпизод, когда Монте выговаривает бойцу, раньше времени выстрелившему из вверенного ему гранатомета. «Этот танк уже был нашим, а ты его спугнул своим глупым выстрелом!» - досадует наш прославленный командир. Глядя телерепортаж о посещении С. Оганяном воинской части и его беседе с солдатами, трудно отделаться от мысли, что генерал профессионально комментирует действия М.Мелконяна и других героев Арцахской войны. При этом становится понятной и одна из важных целей в воспитании и формировании современного армянского воина – обеспечение преемственности.
Было понятно и другое: через несколько часов в азербайджанских СМИ, несмотря на религиозный праздник и объявленные в связи с этим выходные, появятся статьи, авторы которых постараются нейтрализовать влияние слов Оганяна на азербайджанского зрителя и читателя. Не в первый раз замечено, любое выступление любого армянского боевого генерала воспринимается бакинскими борзописцами словно острые шпоры на старую клячу. Так и случилось. И первой выступила депутат Милли меджлиса Азербайджана Гюляр Ахмедова.
У симпатичной и очень похожей на закавказскую турчанку (удивительно странное сочетание, не правда ли?) ханум депутатки фантазии хватило лишь на две неоригинальные мысли. 1. Армия обороны Республики Арцах разгромила азербайджанскую аскерню «с помощью третьей силы». 2. Почему международные организации не применяют никаких санкций к «оккупировавшей» азербайджанскую землю Армении? Попыталась фаворитка известного азербайджанского политического деятеля высказать свое мнение и об Армянской Армии. «В армянскую армию, находящуюся на наших землях, набирают обманутых армян, тех, кого незаконно переселили на захваченные территории из разных уголков мира».
Не отличающейся интеллектом депутатке хватило ума не нарушить распоряжения И.Алиева и не назвать «третью силу», в отличие от тысяч нанятых Азербайджаном афганских моджахедов, а также «солдат удачи» из Турции, арабских стран, Чечни и т.д., уже много лет остающуюся абстрактным понятием. Как говорил президент Армении Серж Саргсян «Назовите эту силу, чтобы мы могли доказать вашу ложь».
Не менее интересно и риторическое недоумение Гюляр. Между тем, даже азербайджанской меджлисменовке пора бы найти ответ на свой вопрос. Потому и не применяют санкций, что прекрасно осознают, на чьей стороне правда. В противном случае никакое лобби не устояло бы перед очарованием бакинской нефти. Потому и сильно армянское лобби, что отстаивает истину и справедливость. Что касается Армии Обороны Республики Арцах, сформированной «из незаконно переселенных в республику из разных уголков мира обманутых армян», то один этот «тезис» тянет на докторскую диссертацию на тему «К вопросу об умственных способностях азербайджанских депутатов».
Было бы неправильно считать, что в Азербайджане кретинизм присущ только депутатам. Выраженный в этой республике йододефицит повлиял и на умственные способности будущих журналистов Азербайджана, и без того, если судить по «интеллекту» их предков, не обещавших вырасти в Марка Твена. Один из них решил поставить под сомнение боеспособность Армянской Армии, и, не мудрствуя (велосипед то уже придуман и даже едет по бакинским закоулкам) вновь упоминает «третью силу».
Интересно, для кого они это пишут? Неужели для миллиона обитателей двадцати процентов, прекрасно знающих, кто, за кого, и как воевал. Знал это и «общенациональный вождь» Азербайджана, в приступе необъяснимой искренности заявивший 2 ноября 1993 года, что «За последние недели еще более возросла напряженность в Азербайджане, в приграничных с Арменией регионах и районах. Резко активизировались агрессивные действия армянских вооруженных сил, и в результате этого населенные пункты в южной части Физулинского, Джебраильского районов - села и поселки - разрушены и опустошены. Эти районы полностью оккупированы армянскими вооруженными силами».
Не будем концентрироваться на словоблудии Гейдара Алиева об оккупации и других ужасах, обратим внимание на то, как он водном лишь выступлении раз двадцать с дрожью в голосе упоминает Армянскую Армию. Не знал, наверное, «общенациональный вождь» о наличии на фронте «третьей силы». Не ведал мудрейший и о том, что 20 лет спустя появится журналист, который попробует опровергнуть его.
А ведь все очень просто проверяется. Достаточно просмотреть список уничтоженных и плененных Армией Обороны Республики военных летчиков, летавших на самолетах Азербайджана. Или хронику военных кадров с усыпанными в длиннополых халатах трупами афганских моджахедов.
Мы воевали сами, без посторонней помощи. И это известно в Азербайджане лучше, чем кому бы то ни было. Более того, мы воевали против формирующегося в Азербайджане преступного явления, ставшего потом известным как международный терроризм. Мы защищали Родину. Что делал противник, лучше всего сказал тот же Гейдар Алиев: «Наши поражения, с одной стороны, являются нередко результатом слабости воюющих частей азербайджанской армии, отсутствия у них боеспособности, а с другой – результатом стремления немедленно бежать от опасности проживающих на этой территории граждан, наших соотечественников, которые предпочли все оставить вместо того, чтобы защитить, сохранить свои земли».
Читая петушащихся азербайджанских авторов, невольно вспоминаю детство и соседа – дядю Погоса. Его фраза, сказанная одному из не в меру бахвалящихся игроков в нарды, стала поистине легендарной на нашей улице. «Слушай, давай ты меня научи хвастать, а я тебя научу играть в нарды», - сказал дядя Погос. Так может, Гамидов и вся ваша сафарабиевская шайка научит нас умению хвастать. Воевать мы давно умеем. Взамен мы можем обещать, в случае новой войны, вновь относиться бережно к азербайджанской военной технике.
Левон Мелик-Шахназарян, "Восканапат"