АРМИНФОЦЕНТР:
Интервью члена Бюро АРФ «Дашнакцутюн», главы парламентской фракции АРФД Ваана Ованнисяна агентству ARMENIA Today.
В последний период самой муссируемой в обществе темой является кампания против Католикоса Всех Армян Гарегина II в социальных сетях. Какова Ваша личная оценка деятельности Католикоса?
Самая главная ошибка, создавшая сегодняшнюю атмосферу, заключается именно в том, что политического деятеля просят дать оценку деятельности Католикоса. Совершенно всеми забыто, что церковь отделена от государства, что ни я не имею права давать оценки деятельности Католикоса и какого-нибудь архиепископа, ни Католикос и архиепископы не имеют права вмешиваться в какие-либо гражданские дела и давать оценки тем или иным политическим течениям, деятелям и их действиям. Мы должны сориентироваться в своем выборе. Есть два пути - или церковь отделена от государства, или она является частью политической жизни. Есть страны, где это принятая формула. К примеру, в Греции церковь не отстранена от мирских дел, примерно такую же модель, невзирая на то, что написано в Конституции, мы видим и в Грузии, приблизительно та же модель начинает проявлять себя и в России. Однако, мы не обязаны повторять чей-то пример.
Как гражданин, а не политический деятель, считаете ли Вы деятельность Армянской Апостольской Церкви результативной? Насколько эффективна деятельность церкви необходимо оценивать по состоянию паствы. С этой точки зрения, к примеру, сегодня, я высоко оценить эту деятельность не могу. Потому что я вижу засилье сект, засилье самых вредных форм атеизма. И это все не только результат прошедших 70 советских лет и не только общего разочарования в обществе и отсутствия воли к борьбе. Самым главным преступлением властей является размывание воли граждан к существованию в своей национальной идентичности, как армянину в Армении. Однако, к сожалению, мы не видим, чтобы церковь приложила руку для того, чтобы этого не произошло.
К чему, по Вашим оценкам, может привести подобного рода кампания? Какими последствиями она чревата в целом? Попытки нападок на церковь с каких-то политических платформ недопустимы. Нападки на церковь, даже если в некоторых вопросах они справедливы, будут использованы нашим врагом для размывания нашего духовного единства. Безусловно, ни мне, ни другим политическим и общественным деятелям не дано критиковать Католикоса или епископов, однако епископам, и Католикосу не дозволено так откровенно во всех случаях становится на сторону власти. То что они, совершенно очевидным образом, провластны вызывает негодование в определенных кругах общества. Поэтому давайте Кесарю – кесарево, Богу – богово. Давайте разделяться, вспомним статью в Конституции о том, что церковь отделена от государства. А наша вера в Бога – это наше личное дело, мы не должны его выносить в Facebook.
В своем заявлении Католикос заявил, что вся эта кампания – заказ. Вы лично видите в этом элементы заказа и если да, то кто заказчик? У меня нет достаточного материала, чтобы заметить элементы прямого заказа. Я недостаточно знаком с этим процессом, у меня как-то нет времени изучать эту «антикатоликосовскую» борьбу в Интернете. То, что она происходит я знаю, но детализировать не могу. Однако даже если заказа нет, у меня нет сомнений в том, что эти процессы будут использован теми, кто потенциально мог бы их заказать. Тут двух мнений быть не может. У меня нет сомнений в том, что происходящее нанесет нам вред... уже наносит.
Вы отметили свою обеспокоенность в связи с распространением сект. Как вы оцениваете борьбу с этими религиозными течениями? То, что от сектантов надо избавляться – это факт, но необходимо определить, кто сектанты. По этому поводу, готовит какие-то предложения министерство юстиции, однако мы пока с этим документом не знакомы. У «Дашнакцутюн» есть проработанная система защиты. В систему нашей защиты, входят те духовные течения, которые мы считаем соответствующими развитию армянской нации, то есть не противоречащими армянской идентичности. Это Армянская Апостольская Церковь и церкви-сестры. И исторически так сложилось, что есть армяне-католики (это результат Киликии, а также деятельности миссионеров, посланных Ватиканом – Ованнисян), есть армяне-протестанты (это уже результат деятельности американской армии спасения и лютеранских пасторов из Европы в конце 19 начале 20 вв – Ованнисян). Таким образом, ААЦ, католицизм и протестантство - три ветви христианства, которые для нас приемлемы. Также смотрит ААЦ - католицизм и протестантство не воспринимаются, как нечто инородное, поскольку какая-то часть нашего народа исповедует эти направления христианства. А значит против них вести ярую, оголтелую борьбу неверно. Тогда как у нас на низовых уровнях церкви, я уже не говорю о полицейских чинах, восприятие католиков и протестантов приблизительно схоже с отношением к сектантам. Из-за этого происходят ненужные конфликты. Наша Церковь во все века была толерантной и открытой, никогда не создавала инквизиций, никогда не преследовала инакомыслящих, а сегодня под знаменем борьбы с сектами зачастую происходит какой-то прессинг на общество в целом. Ненужная борьба против иных подразделений ААЦ, или других христианских конфессий, по всей видимости, занимают столько времени у нашей Церкви, что не остается времени для борьбы с тоталитарными сектами, деятельность которых противоречит закону. Кроме того, хотелось бы также отметить, что Церковь не должна руководствоваться полицейской методикой, надеясь на силовые рычаги, что мы, к сожалению, наблюдаем. Иерархи нашей церкви должны понять, что они - не дирекция учреждения, а наши духовные отцы. Мы хотели бы их видеть именно в этом качестве.
Спасибо за интервью.
Беседу вела Нана Ваграмян
|