АРМИНФОЦЕНТР: Как мы уже сообщали, Высшее турецкое военное командование, во главе с начальником Генерального штаба ВС Турции генералом Ышиком Кошанером подали в отставку. Вместе с Кошанером ушли со своих постов командующие сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами Турции.
Восканапат анализирует причину и возможные последствия данных отставок подготовил аналитическую статью своего руководителя Левона Мелик-Шахназаряна, которую мы публикуем: Официально заявляется, что отставка генералов – добровольный акт, принятый ими по собственному желанию, однако, понятно, что массовых добровольных отставок не бывает. С другой стороны, политическое руководство Турции, в том числе премьер-министр Эрдоган и президент Гюль решиться на такой шаг тоже не могли – турецкие вооруженные силы уже много десятков лет успешно сохраняют традиции автономии. Именно по этой причине отставка высшего турецкого генералитета вызвала столь много споров и взаимоисключающих мнений.
Напомним, что отставка Кошанера, а следом за ним и других генералов, последовала сразу после го встречи с президентом и премьер-министром Турции, накануне совещания Высшего военного совета, которое должно состояться 1 августа. Считается, что причиной отставки Ышика Кошанера стало его несогласие с планирующимися новыми назначениями в военном руководстве, однако, думается, причины разногласий намного глубже и серьезней. Речь, по большому счету, идет о борьбе, связанной с разногласиями между военными и политическим руководством по поводу выбора пути дальнейшего развития Турции.
Армия, по установившейся со времен основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка традиции, является гарантом светского – «кемалистского» – образа жизни Турции. В этом значение до недавнего времени роль армии во внутренней политике Турции была определяющей. Так, вооруженные силы Турции трижды совершали государственные перевороты (в 1960, 1971 и 1980 годах). Отметим также, что в 1997 году под давлением вооруженных сил был отстранен от власти первый турецкий премьер-министр – исламист Неджметтин Эрбакан, пробывший на этом посту ровно один год.
Тем не менее, именно Эрбакан стал «отцом-основателем» Партии справедливости и развития, которую сегодня возглавляет нынешний премьер-министр министр Турции Реджеп Эрдоган, называющий Эрбакана своим учителем. Ученик, правда, оказался неблагодарным: в 2004 году, во время премьерства Эрдогана, Эрбакан был арестован и приговорен к пяти годам тюремного заключения, из коих отсидел 4 года.
Как бы там ни было, пришедший к власти исламист Эрдоган опирается на традиционную Турцию, то есть верующие, не признающие иных ценностей исламские слои населения государства. Эрдогану также удалось объединить турецких исламистов и турецких националистов – одну из опор идеологии Кемаля – что в итоге обеспечивает ему преимущество над политическими оппонентами.
В первые годы прихода к власти Эрдоган был больше занят укреплением своих властных полномочий, вел осторожную внутреннюю политику, стараясь не задеть чувств военных. Со временем, однако, привлекший на свою сторону огромные массы верующих мусульман и турецких националистов, Эрдоган повел наступление на единственную в государстве силу, способную отстранить его от власти – Армию. Пожалуй, первой крупной акцией Эрдогана, направленной против армейских генералов, является начатое летом 2007 года громкое уголовное дело против организации «Эргенекон». По сей день в этом деле нет полной ясности, нет даже твердых доказательств, что такая организация существовала в действительности, однако по итогам этой многоходовой и растянутой во времени полицейской операции были арестованы множество генералов и высших офицеров.
Согласно версии властей, организация «Эргенекон» занималась внедрением агентов во все сферы турецкого общества, пыталось руководить армией, СМИ, политическими партиями и академическими кругами, что в итоге должно было привести к государственному перевороту. Всего по делу были арестованы сотни людей: генералов, журналистов, юристов, политических деятелей. Среди арестованных военных были известные в Турции генералы, в разное время командовавшие родами войск в вооруженных силах. Следствие по делу «Эргенекона» не успело закончиться, как 22 февраля 2010 года в Турции были арестованы 49 бывших и действующих высокопоставленных военных, на этот раз по обвинению в подготовке в 2003 году антиправительственной операции «Кувалда».
Согласно данным следствия, фигуранты этого дела подготовили план «Кувалда», предусматривавшего нагнетание внутри- и внешнеполитической напряжённости, в том числе вооруженное противостояние с Грецией, убийства видных политических и общественных деятелей, подрывы христианских церквей, организацию столкновений между ультраправыми и ультралевыми группировками Турции. Все это должно было закончиться роспуском парламента и отставкой правительства.
Как и в деле «Эргенекона», какие-либо явные подтверждения этим обвинениям в прессе не были опубликованы, однако уголовное дело продолжается, и до сегодняшнего дня по этому делу арестованы несколько сот человек, в том числе все военное руководство Турции 2003-2004 годов за исключением начальника генштаба Хильми Озкока. Такое в постимперской истории Турции произошло впервые. Однако генштаб этого государства не нашел адекватного ответа, кроме попыток посредством генеральной прокуратуры оспорить аресты и легитимность власти Партии справедливости и развития. Подобное поведение военных значительно подорвало среди населения веру в генералов, как могущественных военно-политических деятелей в государстве.
Наконец, нынешняя массовая отставка турецкого генералитета многими воспринимается как начало эры единоличной власти Эрдогана в Турции. Не секрет, что Эрдоган стремится изменить конституцию Турцию, новая редакция которой предполагает президентское, а не парламентское, как ныне, правление. После нейтрализации основного противника в лице генералитета, теперь уже практически никто не сомневается в том, что Эрдоган рано или поздно станет президентом с широчайшими полномочиями. Не все, однако, так просто, как может показаться на первый взгляд.
Да, армия Турции обезглавлена, да, десятки генералов и адмиралов пребывают в тюрьмах, и, тем не менее. Сегодня многое зависит уже не от Эрдогана, а от решимости генералов и степени политической поддержки военных внешними, но заинтересованными и влиятельными силами. А у самих вооруженных сил Турции еще достаточно сил и влияния, чтобы, при желании, не только выступить против Эрдогана, но и свергнуть его с трона. Именно опасения перед бунтом военных заставили Эрдогана назначить новым начальником генштаба командующего жандармерией Недждета Озела. Отметим, что турецкая жандармерия традиционно выступала в роли соперничающей с армией структуры, и на новой должности Н.Озел, скорее всего, столкнется с рецидивами этого соперничества.
Но это, пожалуй, наименьшая неприятность, которая, скорее всего, ожидает Турцию. Ибо если военные решатся на противостояние с политической властью, чего нельзя исключать, Турцию ожидают не самые веселые времена. Проблема для Эрдогана состоит в том, что на протяжении десятилетий турецкий генералитет воспринимался США и, в целом, Западом, в качестве политических союзников в регионе. Замена проверенных союзников и исполнителей воли США на непредсказуемых исламистов Эрдогана и Гюля никак не может устраивать Америку, и без того обеспокоенной исламистскими переворотами – а в этом уже сомневаться не приходится – в Тунисе, Йемене и, особенно, Египте. США теряют контроль над регионом, и в этих условиях разгром генералитета в Турции способен еще более усугубить этот факт.
Исходя из этого, а также естественного нежелания турецких военных утратить свое влияние в государстве, очередная попытка военного переворота в Турции практически становится неизбежной. В этом случае отставку турецкого генштаба можно воспринять как отступление на заранее подготовленные позиции. Но если у турецких военных не хватит решимости, Западный мир вынужден будет примириться с массовыми потоками исламистов из Турции. Со всеми вытекающими последствиями.
Левон МЕЛИК-ШАХНАХАРЯН, руководитель портала Восканапат
|