АРМИНФОЦЕНТР: Публикуем эксклюзивное интервью экс-заместителя министра обороны Армении генерала Ваана Ширханяна агентству Armenia Today
Г-н Ширханян, после последнего заявления главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова вновь актуализировалась тема ввода миротворцев в зону карабахского конфликта. На Ваш взгляд, насколько близки к реальности данные заявления азербайджанского министра?
В рамках процесса переговоров азербайджанская сторона представляла сотни предложений, в основе которых, естественно, лежит обеспечение защиты собственных интересов. Заявление Мамедъярова о наличии подобных договоренностей, является одним из них. Информацию о наличии каких-то конкретных договоренностях, которые озвучил азербайджанский министр, я всерьез воспринимать не могу. Поскольку этот регион является для сверхдержав чрезвычайно важным, и они не могли согласиться на ввод миротворческих сил без собственного участия. Я сомневаюсь и в том, чтобы сверхдержавы достигли решения об отводе войск и введения миротворцев, это было бы очень туманное и бесперспективное решение.
Если рассматривать этот вопрос чисто гипотетически, с учетом того, что ни страны-сопредседатели, ни сопредельные страны не могут принимать участие в миротворческой миссии, какие силы теоретически могут быть введены в регион?
Еще раз повторюсь, что я изначально исключаю ввод миротворческих сил в этот регион. Даже теоретически, возможность ввода миротворцев в составе, о котором говорил Мамедъяров сложно представить, поскольку сложно найти государство, у которого есть регулярная армия и которая не ориентировалась бы на НАТО или СНГ. Сложно найти подобную страну, которая бы наряду с этими качествами еще и обязалась бы обеспечить присутствие регулярных войск в регионе. Поэтому я это исключаю, и думаю, не следует заниматься пустым делом и сидеть гадать, какое бы это могло быть государство. Я считаю, что это заявление является проявлением желания Мамедъярова и Азербайджана – обеспечить отвод войск и нейтрализовать российское присутствие в регионе.
Мамедъяров также заявил, что армянская сторона в целом дала согласие на сдачу освобожденных территорий. О наличии консенсуса по данному вопросу заявил также личный представитель Действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик. Как Вы прокомментируете подобную возможность в особенности с учетом высокого уровня напряженности в зоне конфликта?
По правде говоря, мои источники сообщают, что Азербайджан также дал согласие вернуть территории Шаумяна и Геташена в обмен на сдачу армянской стороной некоторых освобожденных территорий. Этот вопрос также лежит на столе переговоров. Однако в целом, следует отметить, что сдача освобожденных территорий станет началом новой войны, вне зависимости от того будет ли проведен референдум по Карабаху на следующий день после сдачи этих территорий или через три дня. Сдача территорий и отвод войск это просто начало новой войны больше ничего. Весь регион Южного Кавказа поглощен конфликтами, и эти конфликты должны быть решены консолидировано. Решение одного конфликта, тем более в ущерб одной из сторон конфликта приведет к новой войне. Возможно, Каспшик или Брайза (посол США в Азербайджане, экс-сопредседатель МГ ОБСЕ – ред.) заинтересованы в новой войне в регионе и поэтому делают подобные заявления?
То есть Вы считаете, действия сверхдержав нацелены на эскалацию конфликтов?
Если слушать заявления высшего руководства сверхдержав, все они стремятся и призывают к мирному урегулированию конфликтов. Однако, если попытаться проанализировать их действия вырисовывается совершенно иная картина. К примеру, Азербайджан активно вооружается на глазах у международной общественности и тех же призывающих к миру сверхдержав, однако они не только не препятствуют этому, а наоборот помогают Азербайджану вооружаться. Я считаю, что эта ситуация дает серьезный повод для размышлений.
Материал
подготовлен АрмИнфоЦентром (NPP «International ArmInfoCenter») на основе информации из открытых источников
|